Как составляется инструкция для охранников
Обязанности по организации охраны труда (ОТ) в частом охранном предприятии возлагаются на его руководителя, если в штате числится менее пятидесяти сотрудников. Также можно данное мероприятие доверить компаниям, предоставляющим такие услуги, или же ввести в штат инженера по охране труда. В случае когда количество персонала в штате ЧОПа превышает указанную цифру, на предприятии создается отдельная служба охраны труда.
Ответственным лицом создается инструкция, в которой учитывается приказ Минтруда 601н, а также техническая документация на спецсредства, применяемые сотрудниками в работе. За основу лучше брать типовую инструкцию, содержащую минимальное количество разделов. В них прописаны основные рекомендации.
С учетом специфики работы предприятия инструкция может дополняться индивидуальными дополнительными разделами. При этом в случаях, когда несколько инструкций для разных отделов охраны получаются одинаковыми, их можно объединить в одну.
Основные разделы правил по охране труда при защите объектов и имущества
В действующих правилах требования и нормы к охране труда распространяются на все категории сотрудников охраны вне зависимости от структуры организации.
Общие положения
В данном разделе прописаны:
Обязанности работодателя по разработке инструкций охраны труда. Организационно-правовая форма предприятия значения не имеет, вся ответственность за соблюдение правил и исполнение требований документации возлагается на работодателя. Утверждение инструкции производится посредством создания локального нормативного акта.
Условия применения спецоборудования. Использование технических средств работниками возможно только с учетом требований, прописанных в технической документации изготовителя.
Обязанности работодателя. В этом пункте правил прописываются возлагаемые на работодателя обязанности по обучению сотрудников, проверке их знаний ОТ и выполнения персоналом инструкций.
Обязанность работодателя принимать меры в случае воздействия на сотрудников вредных или опасных факторов. Здесь перечислены все возможные источники вредного воздействия.
В пункте 8 Правил указывается, что в случае необходимости работодатель вправе самостоятельно производить установку требований, которые будут направлены на повышение уровня условий труда персонала.
Требования охраны труда при охране объектов
В этом разделе действующих правил располагаются:
Требования к сотрудникам. Указан минимальный возраст охранника, необходимость наличия прохождения обучения и знаний требований охраны труда.
Необходимость планирования рабочего времени и отдыха в соответствии с отечественным законодательством.
Обязанности работодателя по организации регулярных медицинских осмотров персонала, обеспечения сотрудников обувью, одеждой и средствами индивидуальной защиты в случае необходимости.
Порядок проведения обхода территории. В данном пункте указывается необходимость составления маршрута обхода, а также требования к нему. В частности, маршрут не может проходить по ямам и загроможденным путям.
Список запрещенных для выполнения сотрудником действий. Здесь прописан запрет на разведение костров, покидание поста во время дежурства и т. д.
В этом же разделе указывается необходимость создания системы освещения объекта и наличия световозвращающих деталей на одежде охранника, если тот выполняет работу в зоне с повышенной опасностью.
Требования охраны труда при осмотре транспортных средств
Третий раздел правил посвящен требованиям к месту осмотра транспортных средств и технике безопасности при проведении досмотра. Отдельно стоит выделить условия, при которых охраннику запрещен досмотр транспорта. Это:
- движение транспорта / включенный двигатель (допускается осмотр только при выключенном двигателе, когда ТС неподвижно);
- погодные условия (в случае сильного ветра, атмосферных осадков или метели осмотр может выполняться исключительно в закрытом помещении; работа на открытых площадках в этом случае будет прямым нарушением инструкции безопасности).
Помимо перечисленных разделов, правила содержат раздел IV, посвященный порядку осмотра поездов, вагонов, составов и перевозимых грузов. Подробно указываются требования безопасности по пересечению железнодорожных путей, порядок осмотра вагонов. При работе с железнодорожным составом охраннику запрещено:
Заходить в вагон или покидать его до момента полной остановки состава.
Пересекать железнодорожные пути в местах, не предусмотренных маршрутом.
Присаживаться на шпалы и рельсы дороги.
В этом же разделе указан порядок размещения и проезда сотрудников, назначенных на сопровождение грузов.
V. раздел правил посвящен технике безопасности при охране искусственных сооружений. Указаны требования к передвижению групп, необходимость наблюдения за перемещением железнодорожного транспорта.
Заключительные положения
В этом разделе правил прописаны службы надзора, которые осуществляют проверку соблюдения охраны труда на предприятии. Здесь же указано, что в случае несоблюдения работодателем действующих правил, он привлекается к ответственности согласно законодательству РФ.
Охрана труда в ЧОП: все необходимые документы
Чтобы «запустить» ОТ в ЧОП с нуля, нужно разработать и ввести в действие:
1. Приказы о:
· создании службы ОТ (в лице службы из нескольких человек, одного специалиста на полную ставку либо по совместительству, нанятого по договору сотрудника спецорганизации);
· назначении ответственных лиц (по работам, охраняемым объектам);
· составлении списка инструкций по охране труда (для охранника, водителя, бухгалтера ЧОП и т.д.);
· создании комиссий по ОТ, по проверке знаний;
· организации обучения;
· утверждении перечня работ повышенной опасности (если такие работы проводятся);
· утверждении перечня лиц, освобожденных от первичного и последующих инструктирований;
· назначении ответственного за организацию и проведение спецоценки УТ;
· организации медосмотров.
2. Положения о:
· СУОТ, службе ОТ, трехступенчатом контроле;
· разработке инструкций по охране труда для охранников, остальных сотрудников ЧОП;
· деятельности уполномоченных трудового коллектива по ОТ;
· организации обучения по ОТ;
· обеспечении спецодеждой.
3. Журналы:
· вводного инструктирования, инструктирования на рабочих местах;
· обучения на 1 гр. по электробезопасности;
· регистрации и выдачи инструкций;
· регистрации проверок;
· учета НС, бытовых травм, ПЗ;
· учета СИЗ, моющих, смывающих средств.
4. Программы:
· инструктирований: вводного, первичного и остальных;
· обучения по ОТ работников, ИТР + экзаменационные вопросы, тесты.
5. Инструкции по:
· ОТ для перечисленных в штатном расписании профессий, например, по охране труда для охранника предприятия, старшего смены, водителя и др.;
· проведению вводного и остальных инструктирований;
· видам работ, например, при патрулировании территории, дежурстве на пульте наблюдения, обращении с травматическим, огнестрельным оружием;
· оказанию первой помощи.
6. Другие виды документов.
Учитывайте, что в стандартную инструкцию по охране труда для охранника ЧОП в зависимости от задач охраны и УТ на конкретных объектах вносятся дополнения. Например, при охране заправки работникам ЧОП придется соблюдать гораздо больше требований ОТ, чем в магазине или столовой. Охранникам, применяющим огнестрельное или травматическое оружие, нужно проходить дополнительную подготовку и медосвидетельствование.
Как правило, первые экземпляры инструкций по охране труда для охранников и остальная документация хранятся в офисе ЧОП. На посту охраны хранится наблюдательное дело, в которое наряду с графиком несения службы, копией договора на оказание охранных услуг и другой документацией включается Инструкция по охране объекта. Ее утверждает исполнитель работ и согласовывает начальник службы безопасности заказчика.
В структуру документа обычно включаются обязанности всех задействованных в выполнении охранных работ лиц, порядок действий сотрудников службы охраны при прибытии проверяющих, нападении на пост, мероприятия безопасности, которые следует выполнять во время выполнения патрулирования и других работ, порядок действий при пожаре, аварии и других чрезвычайных ситуациях, другая информация.
Нужно ли организовывать спецоценку УТ в ЧОП?
Если вам поручили подготовить все необходимые документы по охране труда в ЧОП, не спешите созваниваться с экспертами по проведению спецоценки УТ. По поводу необходимости ее проведения именно для сотрудников ЧОП до сих пор на практике не сложилось единого мнения. С первого взгляда все кажется простым и понятным – Закон №426-ФЗ однозначно обязывает работодателя проводить спецоценку для всех рабочих мест своих трудящихся, исключая надомников, дистанционников и тех, кто работает у частных лиц, не являющихся ИП (например, садовники, няни, сиделки, горничные в частных домах). Об этом говорится и в ст. 212 ТК РФ.
Однако при ближайшем рассмотрении всплывает организационный момент, который в ряде случаев позволяет руководителям ЧОП избегать проведения спецоценки на вполне законных основаниях. Дело в том, что работающие в ЧОП охранники выполняют свои трудовые задания на территории других организаций, поэтому изложенные в ст. 209 критерии рабочего места для них выполняются не полностью. ЧОП не арендует у заказчика помещения, имущество (столы, пульты наблюдения, помещения для обогрева и т. д.), поэтому формально не создает конкретных рабочих мест. Соответственно, с этой точки зрения, спецоценку организовывать негде. Единственное место, где руководитель ЧОП обязан это сделать – его офис, где существуют стационарные рабочие места. Поэтому решение о необходимости проведения спецоценки УТ охранников зачастую принимает суд. Это решение может быть как «за» проведение спецоценки, так и «против» него.
Аргумент «за». Проводить спецоценку условий труда охранников нужно, потому что приведенный в ч. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ перечень освобожденных от ее проведения категорий работников является исчерпывающим, и работники ЧОП (охранники) в него не входят.
Аргументы «против»:
В свете определения дистанционной работы по ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ получается, что охранники ЧОП выполняют дистанционную работу. Поэтому, на основании этого же перечня, приведенного в ч. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ, спецоценку УТ охранников как дистанционных сотрудников проводить не нужно.
По договору за создание безопасных и оборудованных всем необходимым рабочих мест отвечает, как правило, заказчик. Поэтому исполнитель не имеет собственных рабочих мест на территории заказчика, следовательно, не должен проводить спецоценку УТ.
Поскольку Закон №426-ФЗ был введен в действие не так уж давно, и срок, в течение которого нужно провести спецоценку УТ на всех рабочих местах страны, истекает лишь в конце 2018 г., устойчивой судебной практики решения подобных вопросов пока не наработано. Вероятно, все точки над «і» будут расставлены тогда, когда соответствующих решений судов станет больше, они будут оспариваться работодателями и доходить до высших инстанций. Существенные шаги в этом отношении уже сделаны – в утвержденных 601 приказом Правилах ОТ определены ОПФ и ВПФ, которые могут воздействовать на работников при осуществлении ними охранной деятельности. А если есть вероятность воздействия ОПФ на трудящихся, то для подтверждения или отрицания их наличия все-таки логично было бы проводить спецоценку УТ.