ДТП: памятка водителю

Все связанное с безопасностью и автомобилями
Аватара пользователя
nhdg
Много знающий
Много знающий
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 06 июн 2021, 21:39
Откуда: Москва
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 64 раза

Суд постановил, что не всякое столкновение автомобилей следует считать ДТП

Непрочитанное сообщение nhdg » 17 июн 2021, 21:28

Само по себе столкновение двух автомобилей — еще не дорожно-транспортное происшествие. А поэтому у водителя не возникает обязанности немедленно остановить автомобиль, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы. А также не оставлять место происшествия, сообщает АвтоПАРК. К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП. На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД. При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет. Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный «ВАЗ». Медведева осмотрела свою машину и «ВАЗ», повреждений не увидела и уехала. Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного «ВАЗа» и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП. Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год. При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле «ВАЗа». Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий «ВАЗ», после чего уехала. Само по себе соприкосновение машин между собой без последствий, указанных в правилах, не может квалифицироваться как ДТП Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой. Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.


Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

Если касание машин не расценивается как авария, то водитель не обязан остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать ГАИ В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на «ВАЗ». В объяснении владельца «ВАЗа» нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб. Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью. В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий. Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля. Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

Разъяснение «РГ»

Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО. Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение. Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.


Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном.

gyulkl
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 17 май 2021, 11:07
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 159 раз
Поблагодарили: 257 раз

ДТП: памятка водителю

Непрочитанное сообщение gyulkl » 21 май 2021, 09:26

Ни один водитель не застрахован от дорожно-транспортных происшествий. Казалось бы, простая истина, с которой вряд ли кто-то может поспорить. Но когда дело доходит до нас, мы почему-то твердо уверены что ДТП может произойти с кем угодно, но только не с нами. Поэтому очень часто люди, впервые оказавшиеся в ДТП, впадают в состояние шока и не могут трезво оценивать ситуацию. Иногда, из-за страха понести ответственность и охватившей паники водители вовсе покидают место происшествия. Чтобы такого не происходило, рекомендуем сделать две вещи: во-первых постараться сохранять спокойствие – то что произошло, уже произошло и нет смысла паниковать; во-вторых – прочитать приведенные ниже указания, как надо действовать во время ДТП, и обязательно соблюдать их во время происшествия.

Дорожно-транспортные происшествия существуют следующих видов:

- столкновение

- опрокидывание

- наезд на стоящее транспортное средство

- наезд на препятствие

- наезд на пешехода

- наезд на велосипедиста

- наезд на гужевой транспорт

- наезд на животное

- падение пассажира

- иные виды ДТП (происшествия, не относящиеся к указанным выше видам)

Прежде всего, следует помнить, что у вас всегда под рукой должны находится необходимые в таком случае телефоны. Это всякого рода службы экстренной помощи (МЧС, скорая помощь, Милиция, ГИБДД), страховые компании, а также, Службы собственной безопасности и ФСБ – на случай различных противоправных действий ранее приведенных структур.

Участник ДТП должен основное внимание уделить оформлению документов.

Документами ДТП являются:

- схема ДТП

- протокол осмотра технического состояния транспорта (должен составляться на месте происшествия работниками ГИБДД в присутствии участников происшествия)

- справка о ДТП, в которой указывается виновник (после выяснения обстоятельств дела)

- постановления следственных органов об отказе в возбуждении уголовного дела, или его прекращении, приговор суда

В целях правильного составления перечисленных документов необходимо:

- не перемещать транспортное средство и предметы, имеющее непосредственное отношение к происшествию

- включить «аварийки» и выставить знак аварийной остановки

- принять меры по оказанию первой помощи пострадавшим, вызвать скорую помощь

- позвонить в дежурную часть ГИБДД и в свою страховую компанию, сообщив о месте ДТП

- записать фамилии, телефоны и адреса всех очевидцев. Обменятся данными страховых полисов с другими участниками ДТП (очень часто именно это первое и необходимое действие игнорируется неопытными водителями)

- если страховая компания не прислала своего аварийного комиссара, то необходимо самостоятельно заполнить и подписать (у всех участников ДТП) бланк извещения о ДТП, выданный страховой компанией (обычно выдается одновременно со страховым полисом)

Перемещать автомобиль, попавший в дорожно-транспортное происшествие можно только в следующих случаях:

Если в ДТП есть пострадавшие, и им необходима срочная транспортировка в больницу. В данном случае ответственность за оставление места ДТП исключается. Однако водитель должен предварительно, в присутствии свидетелей зафиксировать положение своего автомобиля (обычно на дорожном покрытии металлическим предметом нацарапывается положение всех четырех колес) и обязан вернуться на место происшествия.
Если сложившаяся обстановка в результате ДТП исключает возможность движения других транспортных средств. В данном случае необходимо максимально точно с обязательным участием свидетелей зафиксировать обстановку (положение автомобиля, расположение следов, частей, осколков и т.д.). Составить схему ДТП, указать в ней расстояние от центров колес до неподвижных ориентиров на местности и только после этого перемещать ТС.
Если в результате ДТП нет пострадавших, а оценка обстоятельств происшествия со стороны водителей-участников не вызывает у них разногласий, при их взаимном согласии возможно после предварительного составления и подписания схемы происшествия следовать на ближайший пост ДПС.

Все это при условии, что оба водителя согласны в оценке ДТП. Иначе обоим могут приписать «оставление места ДТП». Поэтому, если вы не уверены в своих силах, лучше оставаться на месте и дожидаться инспекторов ГИБДД и страховщиков.

Если дорожно-транспортное происшествие не повлекло тяжких последствий, инспектор ГИБДД составляет:

- протокол об административном правонарушении

- схему ДТП

- акт состояния дорожного покрытия

- описание механических повреждений автомобилей

Если ДТП повлекло причинение тяжких, средних телесных повреждений, гибель людей, крупный материальны ущерб, то к перечню документов добавляются:

- протокол осмотра и проверки технического состояния ТС

- акт медицинского освидетельствования на предмет алкогольного или наркотического опьянения

У инспектора ГИБДД необходимо получить:

- копию оформленного протокола об административном правонарушении

- справку об участии ДТП с указанием повреждений автомобиля

- временное разрешение на право управлять автомобилем (в случае изъятия водительских прав)

Все документы оформляются в присутствии водителя при его непосредственном участии. Если вы опасаетесь, что в силу ваших физиологических или психологических причин после ДТП, обстоятельства могут быть изложены неверно, лучше написать в протоколе, что пояснения вы дадите позднее.


Ох, рано встает охрана!

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Безопасность и автомобиль»