Может ли в СБ работать охранник

Различные вопросы по работе служб безопасности организаций
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 24 июн 2015, 06:16

Re: Может ли в СБ работать охранник

Непрочитанное сообщение admin » 31 июл 2019, 19:43

SSB писал(а):
31 июл 2019, 19:35
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста! Бюджетная организация планирует создать в своей структуре отдел по безопасности и ввести должности охранников. Может ли организация принимать на должность охранника человека, не имеющего лицензию и категорию охранника? :exclaims:

По общему правилу, закрепленному в ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно части первой ст. 1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" (далее - Закон N 2487-I) этим Законом частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Среди услуг, оказываемых в рамках охранной деятельности, указаны, в частности, охрана объектов или имущества, находящихся в собственности и обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах (п.п. 3, 6 части третьей ст. 3 Закона N 2487-1).

Уже из приведенной формулировки части первой ст. 1 Закона N 2487-1 видно, что лицензируется деятельность по оказанию услуг в области охраны, что подразумевает осуществление такой деятельности в интересах третьих лиц. О лицензировании именно оказания услуг в области охраны говорят и часть пятая ст. 3, и часть первая ст. 11 Закона N 2487-1.

Особенно явно это видно из пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N 600), которым в качестве лицензионного требования установлено, в частности, наличие письменного договора с каждым клиентом, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего охранную деятельность.

Таким образом, в качестве лицензируемой понимается та деятельность, связанная с охраной имущества и прочее, которая основана на договорных отношениях организации с контрагентами (третьими лицами).

В редакции ст. 14 Закона N 2487-1, действовавшей до 1 января 2010 года, прямо указывалась возможность создания в организациях обособленных подразделений для осуществления охранно-сыскной деятельности (службы безопасности) исключительно в связи с обеспечением безопасности своего предприятия. В период действия указанной нормы не возникало сомнений в возможности создания, без получения каких-либо специальных разрешений, специальных отделов и служб, осуществляющих пропускной режим и охрану собственного имущества организации.

Однако 1 января 2010 года раздел IV Закона N 2487-I содержащий указанную статью, регламентирующую деятельность охранно-сыскных подразделений на предприятиях, утратил силу.

Каких-либо норм, регулирующих охрану собственного имущества и обеспечения режима охраны специально создаваемыми в организациях подразделениями, не имеющими статуса самостоятельных субъектов прав, в связи с внесением изменений в Закон N 2487-1, принято не было.

Это может быть связано с тем, что законодатель счел подобную норму избыточной, поскольку деятельность по осуществлению охраны собственными силами не отнесена им к лицензируемой, а возможность свободного осуществления деятельности, для получения которой не требуется лицензии, прямо следует из приведенной выше ст. 49 ГК РФ.

Следует учитывать, что одним из способов защиты гражданских прав (в том числе права собственности) является самозащита (ст. 12, 14 ГК РФ). Самозащита может проявляться не только в обращении к третьим лицам, оказывающим подобные услуги, но и в самостоятельной организации охраны своего имущества.

По нашему мнению, действующая редакция Закона N 2487-1 не препятствует организациям использовать в своей деятельности труд охранников, поскольку предприятие, осуществляя охрану и иные связанные с ней функции, не оказывает охранные услуги, а создает необходимые условия для осуществления нормальной работы организации.

Требования к заключению договоров с частными охранными предприятиями в подобных ситуациях будет нарушать норму ст. 421 ГК РФ о свободе договора. А поскольку выбор формы защиты остается за собственником, можно утверждать, что хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно определять порядок допуска к своему имуществу, осуществлять пропускной режим и пресекать согласно ст. 14 ГК РФ попытки его нарушения.

Соответственно, охрана принадлежащего организации имущества собственными силами - выполнение работниками своих трудовых обязанностей на территории и объектах работодателя и в его интересах не может рассматриваться как оказание услуг по охране, предусмотренных частью первой и частью третьей ст. 3 Закона N 2487-1.

Стоит также отметить, что в должностные обязанности, например, такой профессии как "сторож" (указана в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.02.84 N 58/3-102, и действующем в соответствии с постановлением Минтруда России от 12.05.92 N 15а) входит как организация пропускного режима, так и охрана имущества (предприятия). При этом к данной профессии (должности) не предъявляются какие-либо требований в части наличия у работника лицензии или иных специальных разрешений.
Следовательно, получения каких-либо лицензий в связи с наличием в организации подразделения для выполнения функций по охране имущества и обеспечению пропускного режима не требуется.

Однако какой-либо правоприменительной практики или официальных разъяснений по данному вопросу пока нет и вполне возможно, что представители контролирующих органов могут оценивать функции, которые будут осуществляться сотрудниками данного отдела Вашей организации как охранные. В связи с этим, возможно, целесообразно принимать на работу в соответствующее подразделение обеспечивающие охрану и пропускной режим организации, граждан, имеющих удостоверение частного охранника в соответствии со ст. 11.1 Закона N 2487-1.


Не может. Назовите должность, как-нить по-другому (сторож, администратор), но не охранник.
1. Охранник - сотрудник частного охранного предприятия, либо подразделения ведомственной охраны, созданного в соответствии с законодательством.
Ваш отдел безопасности - не из той оперы
2. Нельзя быть охранником, не имея лицензии установленного образца. Прямое требование к наличию лицензии содержится:
- в Законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности"
- в Едином квалификационном справочнике (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009г. №8470; 32)


Да это я.

SSB
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 31 июл 2019, 19:27

Может ли в СБ работать охранник

Непрочитанное сообщение SSB » 31 июл 2019, 19:35

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста! Бюджетная организация планирует создать в своей структуре отдел по безопасности и ввести должности охранников. Может ли организация принимать на должность охранника человека, не имеющего лицензию и категорию охранника? :exclaims:



Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Вопросы по работе СБ»