Охрана предприятия сторожем не нарушает закон о ЧОПах

Задаем и отвечаем на любые вопросы связанные с охраной и безопасностью.
Аватара пользователя
zsdrfh
Самый главный
Самый главный
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 08 май 2021, 17:58
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 30 раз
Поблагодарили: 72 раза

Охрана предприятия сторожем не нарушает закон о ЧОПах

Непрочитанное сообщение zsdrfh » 08 май 2021, 18:25

Наша организация для охраны имущества и обеспечения контрольно-пропускного режима пользуется услугами сторожей. Контролирующие органы обязывают нас заключить договор с частным охранным предприятием, имеющим лицензию.
Как нам быть?
Нужно ли исключать из штатного расписания должность сторожа? Правомерны ли требования контролирующих органов?


Требования контролирующих органов в данном случае неправомерны.

Нормативное регулирование Действительно, Федеральный закон от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 2487-1) в результате изменений, внесенных Федеральным законом от 22.12.2008 № 272-ФЗ, претерпел значительные изменения.

В частности, организации лишились права учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Из закона исключили ст. 14 «Охранно-сыскные подразделения на предприятиях». Теперь организации не имеют права создавать службы безопасности, осуществляющие виды деятельности, указанные в Законе № 2487-1.

Тем не менее сказанное не означает, что никаких мер по обеспечению охраны имущества организация не может предпринимать самостоятельно.

Гражданский кодекс допускает самозащиту имущественных прав в пределах, установленных законом.  

Аргументы против требований чиновников

Требование контролирующего органа, видимо, было основано на том, что если вы нуждаетесь в охране объекта и на предприятии контрольно-пропускной режим, то делать это должны не силами собственной службы безопасности, а силами ЧОПа.

Рекомендуем использовать следующие аргументы против требований госоргана.

Во-первых, то, что вы принимаете меры по охране имущества предприятия и организации контрольно-пропускного режима, не означает осуществление охранной деятельности, являющейся предметом регулирования указанного закона.

Давайте разберемся с нормативным определением действий, которые контролирующий орган квалифицировал как осуществление охранной деятельности.

В соответствии со ст. 1 Закона № 2487-1 частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В целях охраны, в частности, разрешается предоставление таких услуг, как охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.

Вместе с тем данная деятельность имеет особый правовой статус и требует лицензирования, поскольку осуществляется с применением специальных средств, оружия и носит пресекательный характер.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Можно с уверенностью утверждать, что степень охраняемости организация вправе выбирать самостоятельно исходя из собственных интересов.

Очевидно, что меры по охране, предпринимаемые в вашей организации, не подпадают под частную охранную деятельность.

Во-вторых, предприятие принимает меры по сохранности имущества и обеспечению контроля доступа на территорию организации не с помощью самостоятельного обособленного подразделения (службы безопасности), а посредством выполнения трудовых функций рядовыми штатными сторожами.

В-третьих, юридическое лицо в рамках ст. 12 и 14 Гражданского кодекса РФ вправе принимать меры по охране своего имущества. Допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

В-четвертых, никто не вправе понуждать вас заключить гражданско-правовой договор с частным охранным предприятием на оказание охранных услуг и обеспечение пропускного режима.

Статья 421 «Свобода договора» ГК РФ гласит, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, кроме тех случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

В-пятых, наличие в штатном расписании должности «контролер-сторож» полностью соответствует закону. Действующий на сегодняшний день Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (утвержден постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.84 № 58/3-102), предусматривает должность сторожа и указывает должностные обязанности, соответствующие ей:
  • дежурство на проходной предприятия, завода, учреждения;
  • пропуск работников, посетителей, автомобильного или гужевого транспорта на территорию предприятия и обратно по предъявлении ими соответствующих документов — пропусков, накладных, путевых листов и т.п.;
  • сверку сопроводительных документов с фактическим наличием груза;
  • открывание и закрывание ворот;
  • проверку совместно с представителем администрации или сменяемым сторожем целостности охраняемого объекта, замков и других запорных устройств, наличия пломб, исправности сигнализационных устройств, телефонов, освещения, наличия противопожарного инвентаря.
 

Ох, нелегкая это работа...

В случае когда выявлены неисправности, не позволяющие принять объект под охрану, сторож докладывает об этом лицу, которому подчинен.

При обнаружении взломанных дверей, окон, стен, замков, отсутствия пломб и печатей, возникновения сигнала тревоги на объекте сторож немедленно сообщает представителю администрации и дежурному по отделению милиции и охраняет следы преступления до прибытия представителей милиции.

При возникновении пожара на объекте он поднимает тревогу, извещает пожарную команду, сообщает о происшествии дежурному по отделению милиции, принимает меры по ликвидации пожара.

Сторож принимает и сдает дежурство с соответствующей записью в журнале.

О неприбытии смены в установленное время он сообщает представителю администрации охраняемого объекта.

В обязанности сторожа входит также содержание помещения проходной в надлежащем санитарном состоянии.

Таким образом, исключать из штатного расписания должность сторожа нет никакой необходимости. Кроме того, отражать в штатном расписании должность, по которой будет выполняться соответствующая трудовая функция, можно как угодно.
Например, контролер, вахтер, сторож-контролер. Должность в штатном расписании должна точно соответствовать Квалификационному справочнику профессий рабочих, если работа по этой должности предполагает какие-либо льготы, пенсионное обеспечение и проч.


Цените моменты до того, как они станут воспоминаниями.

Вернуться в «Вопросы по охране»