Нужно ли платить за разбитый товар в магазине

Сообщения на разные темы.
Правила форума
Запрещается оставлять нецензурные сообщения, ссылки на неприличные, неэтичные сайты и картинки, непристойные и незаконные предложения.
ВНИМАНИЕ: Администрация форума оставляет за собой право удалять любые материалы, сообщения и пользователей из этого раздела без всякого предупреждения.
Аватара пользователя
tikhon
Самый главный
Самый главный
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 11 авг 2021, 09:16
Откуда: Симферополь
Благодарил (а): 276 раз
Поблагодарили: 154 раза

Нужно ли платить за разбитый товар в магазине

Непрочитанное сообщение tikhon » 16 авг 2021, 11:08

Многие наверное хотя бы раз в жизни попадали в ситуацию, когда находясь в магазине, случайно разбив плохо стоявшую банку с помидорами или уронив скользкую бутылку вина на пол, сотрудники магазина настойчиво просили оплатить разбитый товар под угрозой вызова полиции. Тоже самое может произойти и в любых других магазинах (не только продуктовых) — электроники (например задели сумкой или плечом витринный телевизор), одежды (ненароком порвали при примерке одежду или обувь) и т.п. Но обязаны ли вы возмещать ущерб магазину по закону? Ведь вы разбили товар случайно, без вины, так? И как избежать или уменьшить свою ответственность в случае случайного причинения ущербу магазину? Давайте разберемся во всем по порядку.

Сначала отметим, что многое зависит от того, при каких условиях вы повредили тот или иной товар.
Когда платить за поврежденный товар нужно покупателю?
Закон говорит нам о том, что по общему правилу Гражданского кодекса, нанесенный собственнику имущества вред подлежит возмещению лицом, причинившим вред (Глава 59 ГК РФ, статья 1064). Однако в части 2 этой же самой статьи 1064 сказано, что вы можете быть освобождены от обязанности возместить вред, если докажете (администратору магазина или в суде), что вред причинен не по вашей вине. То есть если вы повредили товар в магазине, включается в работу именно эта статья Гражданского кодекса — 1064 (а не 211 статья, как многие ошибочно полагают).

Допустим если вы взяли бутылку (банку и т.п.) с полки и уронили ее случайно на пол, то увы, закон требует возместить ущерб — то есть заплатить за поврежденный товар (однако есть исключения, когда можно и не платить, об этом речь пойдет ниже). Но почему, спросите вы, вы же уронили товар случайно! Дело в том, что умысел и неосторожность представляют собой лишь формы вины, которые для Гражданского кодекса РФ не столь важны, как например для кодекса Уголовного, что означает лишь то, что именно ваши действия привели к порче товара, и неважно, умышленные они были или нет.

Чтобы это было легче понять, представьте себя на месте магазина. Точнее представьте, что вашу машину во дворе случайно задел проходя мимо какой-то прохожий, например своей тяжелой сумкой или велосипедом и поцарапал ее. Должен ли он возместить вам ущерб, ведь он ударил вашу машину совершенно случайно! Представьте себе, что этот прохожий оказался «подкованным» в юридическом плане и будет ссылаться на статью 211 Гражданского кодекса, которая говорит о том, что «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором». Естественно с такой его наглой позицией вы не согласитесь и совершенно справедливо сможете подать на него в суд (если конечно вам удастся установить его личность и место жительства).

Однако следует знать, что оплатить именно на месте инцидента любой разбитый вами товар (даже дорогую бутылку спиртного за 5000 рублей) по любой причине вы не обязаны, ведь у вас банально может не быть с собой такой большой суммы. Согласно закону, если вы отказываетесь платить на месте, взыскать ущерб с вас в данном случае могут только в судебном порядке и никак иначе.

А чтобы подать на кого-то в суд, сначала надо как-то установить личность ответчика и его адрес регистрации по месту жительства. То есть вас могут попросить предъявить паспорт, который кстати вы тоже имеете право не показывать охранникам магазина или администратору. Ваш паспорт проверить только могут сотрудники полиции (да и то только из ваших рук). Незаконно удерживать вас в магазине сотрудники ЧОП или магазина также не имеют права (ссылайтесь на статью 127 Уголовного кодекса — незаконное лишение свободы и статью 203 — превышение должностных полномочий).

Кстати, если вы будете платить за поврежденный товар на месте (да и по судебному решению тоже), НДС 20%, включенный в стоимость почти всех товаров, вы платить не должны. Ведь вспомним, что возмещение ущерба у нас происходит по статье 1064 Гражданского кодекса РФ, а не по правилам купли-продажи товаров. Большая разница!

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. В силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные организацией, при условии, что они связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Компенсация ущерба, нанесенного покупателем магазину, никак не связана с реализацией и оплатой товаров (работ, услуг), ведь в данном случае не происходит передачи права собственности на имущество на возмездной или безвозмездной основе. Поскольку возмещение покупателем нанесенного ущерба также не связано с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), то сумма такого возмещения не увеличивает налоговую базу по НДС. Таким образом, включать сумму возмещения убытка в налогооблагаемую базу по НДС магазин не имеет права!

Поэтому согласившись заплатить на месте, требуйте «скидку» 20% с НДС, который с вас взимать в данном случае не имеют права! Если дело дошло до суда, смело делайте контррасчет за вычетом НДС. Вот такая вот скидка получается. И поврежденный товар соответственно после такой «оплаты» с дисконтом 20% вы смело можете забрать с собой.

Запомните: при возмещении ущерба магазину за поврежденный товар (на месте или в судебном порядке) платить вы должны не всю сумму, а цену товара минус НДС 20% (хотя на некоторые виды товаров установлен льготный НДС в размере 10%, например на молоко и яйца)

Как вообще не платить за поврежденный вами товар
Чтобы не платить за поврежденный товар, придется доказать, что в этом нет вашей вины (то есть доказать надо полное отсутствие вашей вины, помните, мы разобрали с вами выше, что неосторожность тоже форма вины?). Итак, надо доказать, что за повреждение товара отвечать должен магазин. Это можно сделать, переложив вину на сам магазин. Как это сделать? Есть несколько вариантов, когда это получится.

Все дело в том, что существует множество нормативов (ГОСТов и СНИПов), которые регламентируют порядок выкладки товара, расстояния между стеллажами, полками, состояние полов (они не должны быть скользкими, а если их только помыли, должно быть предупреждение об этом в виде таблички). Например, есть обязательный к применению магазинами ГОСТ Р 51773-2009. «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», а также СНИП СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009″.

Если внимательно порыться в этих документах, можно найти много чего интересного, что поможет защитить ваши права в споре с торговой точкой. Например, там можно прочитать, что расстояние между магазинными стеллажами не должно быть меньше 1,4 метра. Если магазин нарушает эти нормы, например расставляет полки очень близко друг к другу, то вашей вины не будет, если вы случайно заденете товар в таком узком проходе между рядами. Кроме того, есть правила пожарной безопасности, которые также регламентируют расстояния между витринами и ширину проходов.

По нормативам проходы в торговом зале между рядами полок с товаром должны быть :

* не менее 1,4 м — при торговой площади до 100 кв. м;

* 1,6 м — при торговой площади св.100 до 150 кв. м;

* 2 м — при торговой площади св. 150 до 400 кв. м;

* 2,5 м — при торговой площади св. 400 кв. м

Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса, законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Например, на сотрудников магазина, которые неправильно установили стеллажи, оставили мокрыми полы или сделали неустойчивую выкладку товара (например «пирамиду» бутылок).

Итак, вы задели товар или выронили его из рук, находясь среди тесных рядов стеллажей, расстояния между которыми меньше, чем указано выше? Можете не платить за ущерб.

Вы подскользнулись на скользком полу в магазине и увлекли за собой целый ряд алкогольный продукции, который разбился вдребезги! Платить или нет? Однозначно нет! Это вина магазина, что не расставил таблички, предупреждающие о мокром и скользком месте.

Вы положили товар на ленту кассы, и при ее движении товар упал на пол и повредился. Платить вы не обязаны! Кассир должен сам следить за сохранностью товара, как только вы поставили его на движущуюся ленту кассы.

В любом случае, всегда будет лучше, если будут свидетели случившегося. Не забудьте взять у них контакты, если дело дойдет до суда. При наличии конфликтной ситуации требуйте жалобную книгу (как бы забавно это ни звучало, это обязательный по сей день документ для магазина) и подробно опишите в ней весь инцидент, не забудьте указать дату и время случившегося, наличие или отсутствие вашей вины, действия сотрудников магазина и охранника по отношению к вам, готовность в случае наличия вашей вины оплатить товар, но только в судебном порядке, по решению вступившего в законную силу решения суда.

Если дело дойдет до суда, не забудьте ходатайствовать в суде о затребовании записей видео наблюдения на конкретную дату, ведь после инцидента расстояния между полками могут увеличить, и доказать вину магазина будет уже сложнее. Также и со свидетелями ущерба, возьмите их контактные данные на месте, чтобы не пришлось их искать по камерам наблюдения.

Таким образом, надо знать свои права и смело (но вежливо) их отстаивать. Скорее всего, конфликт будет исчерпан еще на этапе требования вами жалобной книги. Если же магазин продолжает требовать оплаты поврежденного товара, а вы не чувствуете за собой своей вины, предложите магазину подать на вас в суд ( помните, что иного законного способа заставить оплатить разбитую банку кетчупа или виски просто нет). Потенциальные судебные издержки (которые правда могут быть потом взысканы с проигравшей стороны) и неизбежные визиты проверяющих должностных лиц (если вы напишите жалобу в Роспотребнадзор, пожарную инспекцию и т.д.) заставят сотрудников магазина переосмыслить конфликт и скорее всего отпустят «виновника» ущерба восвояси.


Лучше быть, чем казаться

Вернуться в «Разное»