Детское воровство: как его победить

Все связанное с детьми и их безопасностью
Аватара пользователя
sanek
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 24 ноя 2021, 23:03
Откуда: Московская область
Благодарил (а): 58 раз
Поблагодарили: 125 раз

Об усыновлении

Непрочитанное сообщение sanek » 25 дек 2021, 18:49

В последние годы в российском обществе всё шире говорят об усыновлении. Однако количество мифов и страхов вокруг этого непростого процесса не уменьшается. Корреспонденты попытались сформулировать основные проблемы и страхи, которые беспокоят потенциальных усыновителей, и обратились за разъяснением к специалистам. Консультацию проводят юрист Ольга Будаева, врач Наталья Белова и психолог Светлана Яковлева.

Страх первый: документы для усыновления собирать долго и дорого

Не очень понятно, откуда возник такой миф, потому что все документы для усыновления возможно собрать не более, чем за два-три месяца. При этом самый большой срок приходится на прохождение подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,-то, что в народе называют «Школа Приемных Родителей» (ШПР).

После всех изменений Законов и Постановлений пакеты документов для кандидатов в усыновители и кандидатов в опекуны стали одинаковыми. Ранее была такая ситуация, когда гражданин, имеющий на руках заключение о возможности быть усыновителем, не мог взять ребенка под опеку.

Теперь же, если гражданин хочет стать опекуном ребёнка, и у него есть на руках заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном «Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, он должен предоставить в орган опеки и попечительства это заключение и документы, предусмотренные подпунктами «а» и «ж» пункта 4 «Правил подбора, учёта и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах».

Страх второй: У нас маленькая квартира — нам ребёнка не дадут

Вопрос о том, какой метраж квартиры должен быть для возможности взять ребенка в семью, нигде не регламентирован. Однако, лица, не имеющие постоянного места жительства, не имеют права быть усыновителями.

В то же время и органы опеки, и суд учитывают, какое жилье имеют кандидаты в опекуны или усыновители. Граждане могут арендовать жилые помещения большего размера, чем те, в которых проживают.

После усыновления, если жилищное законодательство предусматривает такую возможность, семьи, усыновившие детей, могут быть приняты на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма большего размера, чем имеющееся. Семьи опекунов при принятии подопечного в семью на такой учет поставлены быть не могут.

Страх третий: Я — мама-одиночка, на усыновление претендовать не могу

В России любой гражданин имеет право быть усыновителем, если он предоставляет необходимые документы, у него хорошее состояние здоровья, имеются доходы, обеспечивающие усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает усыновитель. Опекуны, попечители и приемные родители предоставляют такой же пакет документов, как и кандидаты в усыновители.

Страх четвертый: Биологические родители и родственники могут впоследствии предъявить права на детей

Психологические и правовые проблемы семей, где воспитываются приемные и усыновленные дети, сильно связаны. Усыновители и опекуны должны учитывать права и интересы детей, имеющих кровных родственников. Поэтому фраза некоторых кандидатов в опекуны о том, что они хотят взять в семью ребенка, на которого не претендовали бы кровные родственники, абсолютно некорректна. Законодатель предусмотрел, что бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное перед всеми другими лицами право быть его опекунами или попечителями, однако это не означает обязанность сотрудников опеки получать отказ от данных родственников в решении взять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейным кодексом предусматривается: «Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка. Право родственников умершего родителя на общение с усыновленным ребенком осуществляется в соответствии со статьёй 67 настоящего Кодекса.

На сохранение отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка».

Нужно понимать: не от каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, родители отказались. Есть дети, у которых родители признаны недееспособными, чем-либо болеют, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и тому подобное.

Во всех этих случаях органы опеки обязаны в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, организовать его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации. Потом сведения о ребёнке направляются в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В этом случае возможно устройство в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

То есть органы опеки предоставляют сведения о любых детях, оставшихся без попечения родителей. Многие из них могут быть взяты в семью опекунов. Усыновить же возможно не каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Страх пятый: Ребёнок из детдома — обязательно с плохой генетикой

А вдруг родители ребенка — алкоголики или наркоманы, и у него куча заболеваний, в том числе такие, которые проявятся позднее. Такие страхи есть, и они обоснованы. В том случае, если ребёнок был оставлен в роддоме, у нас вообще нет никакой информации о его родителях, в том числе и сведений о наследуемых заболеваниях.

В том же случае, когда он изъят из семьи органами опеки, у нас, как правило, есть довольно тяжёлая картина всяких злоупотреблений его родителей.

С другой стороны, в кровных семьях у нас тоже не так много информации о генетических заболеваниях, и мы не всегда можем составить прогноз состояния здоровья даже биологического ребёнка. Существует масса заболеваний, о которых на момент, когда ребёнок рождается, мы сказать не можем.

Да, про детей из домов ребёнка мы знаем, что беременность могла протекать не в самых лучших условиях, и дети эти, как правило, нежеланны. Иногда мы даже можем подозревать, что предпринимались попытки прервать беременность. В общем, у таких детей масса рисков для здоровья.

Но, с другой стороны, даже те случаи, когда женщина специально готовилась, пила витамины, очень ответственно относилась к вынашиванию, не гарантируют от наследственных генетических заболеваний.

Если у усыновителей есть посыл брать ребёнка только с идеальной наследственностью и состоянием здоровья, то риск их неудовлетворённости очень высок.

Другое дело, когда родители больше думают о том, что усыновляют ребёнка, который иначе обречён на существование в системе детских учреждений. О том, что он лишён материнской заботы и потом, скорее всего, будет выпущен во взрослую жизнь совершенно неприспособленным и не сможет найти в ней своё место.

Если они думают о том, что смогут предоставить ему альтернативу — жизнь в семье, любовь, без особенных расчётов на то, что в дальнейшем он будет первым учеником в классе и академиком, — в этом случае шансов, что усыновление будет успешным, гораздо больше.

Кроме того, надо помнить, что наркомания и алкоголизм — это не наследственные заболевания. В этом случае возникает лишь некоторое количество факторов риска, и в дальнейшем для их реализации должны возникнуть ещё особые обстоятельства.

Для того чтобы оценить состояние ребёнка, которого вы собираетесь усыновить, существует медицинская экспертиза. Состав специалистов в ней зависит от того, каким врачам доверяют потенциальные усыновители. Однако здесь есть особый нюанс.

К сожалению, у нас очень немного врачей могут дифференцировать те изменения психики, которые вызваны длительным пребыванием ребёнка в системе детских учреждений от задержки развития, связанной с поражением нервной системы или генетическими факторами.

Это — довольно тонкая грань, так что необходимо, чтобы специалисты, проводящие экспертизу, знали о том, какие последствия имеет для детской психики пребывание без родителей. У нас есть психологи, которые специально работают с этой темой, а также врачи, которые знают особенности пребывания детей именно в домах ребёнка.

В тех же случаях, когда усыновители обращаются к врачам, не имевшим опыта работы с детьми из сиротских учреждений, особенности их состояния иногда принимаются за психиатрические и генетические диагнозы. А здесь очень важно отличать одно от другого.

Страх шестой: Я не смогу полюбить ребенка, я буду плохой мамой

В семьях потенциальных усыновителей могут быть две разные ситуации.

Семьи, не имеющие своерожденных детей, как правило, идут к усыновлению долго. У них абстрактные, часто идеалистические представления о будущем ребёнке, но зато нередко формируется ощущение, что они его любят.

Другой случай — когда кровные дети в семье уже есть. Тогда мама может сказать: «У нас есть возможность, есть желание взять ребёнка, но я никогда не смогу полюбить его так, как кровного».

В таких ситуациях мы предлагаем усыновителям сосредоточиться не на любви, а на важности их поступка. На том, что, они забирают ребёнка из системы, из тяжелой и иногда довольно страшной ситуации, и дают ему возможность почувствовать любовь, живущую в этой семье.

Если эти страхи продолжают беспокоить серьезно и долго — тогда, когда ребенок уже появился, мы рекомендуем маме «отложить» переживания о любви, о своей пока еще материнской «несостоятельности», а оставаться просто… воспитателем. Мы заранее проговариваем будущим усыновителям: «Даже если вы первое время не будете любить этого ребенка — это нормально. Ваша задача — обеспечить ему уход, его развитие и безопасность».

В семьях, где уже есть несколько детей, мамы, как правило, знают, что они не любят всех детей одинаково. Там мы разбираем варианты, особенности любви к каждому ребенку.

Если у мамы один ребенок, можно предложить сравнить: «Как Вы любите своего ребенка? С нежностью, со страстью, с придыханием, со страхами?.. А, например, мужа Вы как любите? Это может быть совсем другая любовь — например, более спокойная».

Можно ещё поговорить о том, что есть другая форма любви — духовная, сосредоточиться на духовной стороне усыновления ребенка. Я сама долгое время не чувствовала любви к одной из приемных дочерей, поэтому молилась о том, чтобы ее принять всем сердцем.

Страх седьмой: Наш родной ребёнок не найдёт общего языка с приёмным

Такой страх действительно есть, и он часто обоснован.

Здесь, в первую очередь, надо понимать, что отношения между детьми, так же, как и отношения ребенка с родителями, нужно выстраивать — разумно и правильно. И заведует этими отношениями родитель, взрослый человек.

Как мы выстраиваем отношения детей? Мы показываем детям модели их взаимодействия, раз за разом доброжелательно и спокойно проговариваем правила поведения в семье и друг с другом, повторяем с ними ритуалы, корректируем высказывания, останавливаем возможные грубости.

Ещё надо понимать, что отношения между детьми, в принципе, бывают разными. Это происходит даже в обычных семьях с кровными детьми. Здесь большую роль играет пол, соотношение возраста.

Можно попробовать понять, почему этот страх такой важный для конкретных родителей. Может быть, они заранее нарисовали себе какую-то идеалистическую картинку: вот большая дружная семья, все рады, все играют друг с другом. Хотя в жизни у детей могут быть разные характеры, разные интересы. Дети могут найти общий язык не сразу, а спустя какое то, даже длительное время.

Страх восьмой: Все дети из детских домов всегда имеют кучу психологических проблем, с которыми мы не справимся

Практически каждый ребенок имеет свои психологические и эмоциональные особенности, особенности характера. И это можно сказать не только про приемного, но и обычного ребенка, из любого садика или школы.

Другой вопрос в том, что детям из сиротской системы действительно присуще, особенно на первых порах, состояние стресса. И нередко переживание этого стресса для «молодых» приемных родителей выглядит как «куча» проблем.

Представьте себе, вспомните, кто для Вас в этой жизни значимые, близкие люди, что Вы любите делать, какие у Вас самые любимые места, погрузитесь в это мысленно. Почувствуйте, насколько в этой жизни Вам хорошо и тепло. А потом представьте себе, что от чего-то придется отказаться. Сначала от чего-то одного, — например, от хобби или друзей. И в этот момент уже испытываешь дискомфорт. Потом -от своих идеалов, привычек, от дома, семьи… Представьте себя в этом состоянии — будет ли Вам там комфортно? И даже если после этого Вас «подселят» к хорошим людям, все равно первое время любой человек будет испытывать стресс. Это очень хорошее упражнение, которое позволяет почувствовать состояние детей, попадающих в приемные семьи.

Многие дети, попадающие в семью, ведут себя первое время как «ненастоящие». Есть ощущение, что это не ребёнок, а какая-то маска — страха, предыдущего опыта, недоверия взрослым людям, необходимости бороться за свою жизнь. И мы часто видим, что такие дети со временем «оттаивают», оживают.

Но можно ли говорить о том, что так обязательно произойдёт со всеми детьми? Ведь кто-то из них пережил очень серьёзные психологические травмы, возможно, насилие.

Конечно, для позитивных изменений должно пройти время, нередко с ребёнком должны работать специалисты, я имею в виду, в первую очередь, психологи, специализирующиеся именно на теме приемных семей, детей-сирот. Иногда используются такие направления, как арт-терапия, игровая терапия. Ну, и конечно, важна осведомленность родителей о том, что происходит в это время с ребенком, как им себя вести; это очень важно. То есть важна их способность быть для приемного ребенка «надежной гаванью», понимать и принимать его переживания.

Хотелось бы сказать, что у меня самой двое приемных детей. Но даже я — психолог, — сразу поставила себе условие, что терапией с ними дома я не занимаюсь. Для терапевтической работы, например, для проживания заново и проработки травмирующих ситуаций, мы посещаем моего коллегу. Конечно, где-то я замечаю больше, чем обычная мама, но своей задачей лечение ребенка все-таки не ставлю.

К сожалению, консультация тематических специалистов у нас не везде доступна. Наверное, лучший совет в этом случае — просто оставаться родителями. Оставаться теми взрослыми, которые просто будут рядом, которые слышат, видят, ощущают все, что происходит с ребенком, и при этом не выражают никакого негатива в адрес его переживаний, а поддерживают своего ребенка.

… а то, как ребёнок со временем расслабляется, раскрывается, видно даже по тому, как он спит. Сначала это — Маугли, сжатый в комочек. Потом постепенно начинает раскрываться, раскидываться во сне, начинает доверять миру, как обычный домашний ребенок…

И вдогонку хочу сказать: дорогие будущие приемные родители! Это очень хорошо, что вы боитесь. Это значит, что вы готовитесь, размышляете, работаете над собой. Это правильный путь. А вот когда ребенок появится дома, постарайтесь показать ему свою уверенность, свое доверие миру, свою веру.

У вас все получится!


Как же незаметно летят эти годы...

Аватара пользователя
sanek
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 24 ноя 2021, 23:03
Откуда: Московская область
Благодарил (а): 58 раз
Поблагодарили: 125 раз

Re: Детское воровство: как его победить

Непрочитанное сообщение sanek » 25 дек 2021, 18:48

Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который вроде бы ни в чем не нуждается, потихоньку таскает у мамы из сумочки деньги, они обычно впадают в панику. Между тем, по свидетельству специалистов, детское воровство – очень распространенная семейная проблема.

Детское воровство – явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие “постыдные” семейные тайны.

В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы:

1) ребенок – невинный ангел

2) воровство – примета криминального мира, для нормальных людей далекого и чуждого.

Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, собираясь то ли застрелиться сами, то ли спустить всех собак на свое незадачливое чадо , другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать – непонятно.

Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует.

Выделяют три основные причины детского воровства:

Первая – это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно.

Вторая причина – затруднения в общении с родителями. Некоторым детям кажется, что родители обращают на них мало внимания. Когда они присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться.

Третья причина- стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости. Нельзя, но очень хочется.

Самая распространенная причина воровства – это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания.

Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить,- это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления “сознательности”. Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно взять понравившуюся вещь.

Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя.

Причиной импульсивности могут быть: и особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

Импульсивное воровство (“не мог удержаться”, “очень захотелось”) иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них – симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности.

Ребенок, даже импульсивный, никогда не совершит поступка, за которым немедленно последует наказание. Поэтому нельзя делать вид, что ничего не произошло, но не стоит и раздувать случившееся до масштабов вселенской катастрофы.

Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей), извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна.

Бунт против одиночества
Мама 12-летнего Виталика обратилась к психологу-консультанту с очень деликатной проблемой. Уже несколько раз сын попадался на кражах. Но если раньше он таскал вещи из дома и деньги из маминой сумочки, то в последний раз украл большую сумму у знакомых, которые пришли в гости. Кража раскрылась, и всем взрослым было страшно неловко. Своего родного отца Виталик почти не помнил.

Пять лет назад его мама второй раз вышла замуж, и они переехали из маленького подмосковного городка в огромную квартиру на Чистых Прудах, с книжными шкафами до потолка и остатками фамильного серебра в буфете. Новый мамин муж был сыном крупного ученого и сам тоже делал блестящую научную карьеру. Вскоре в семье родился младший брат. Мама была поглощена заботами о малыше и к тому же изо всех сил старалась соответствовать высокому культурному уровню своего нового окружения: читала книги, училась в вечернем институте, а через некоторое время устроилась работать бухгалтером, поскольку, несмотря на научные успехи мужа, денег в семье не хватало.

Разумеется, времени на старшего сына у нее практически не оставалось. Он с трудом привыкал к новой обстановке: плохо спал, неважно учился, был замкнутым и неразговорчивым, в отличие от своего младшего брата, купавшегося в лучах родительской любви и излучавшего ответную жизнерадостность.

Единственным человеком в семье, с которым Виталик общался, была бабушка. Именно у нее он впервые два года назад украл часы. Бабушка заметила пропажу, но сделала вид, что ничего не случилось. Она вообще жалела Виталика, понимая, что не он любимец в семье. Но вскоре мальчик украл деньги из письменного стола отчима. Эта кража тоже скоро раскрылась. Отчима больше всего волновало, на что именно Виталик потратил деньги. Выяснилось, что половину он прокутил в “Макдональдсе”, а половину подарил другу, “потому что его мама медсестра и ей приходится работать даже по ночам”. Все остальные кражи носили такой же “нерасчетливый” характер. Чаще всего Виталик дарил деньги и вещи, взятые из дому, нищим на Курском вокзале.

Психотерапевт рекомендовал родителям выдавать Виталику определенную сумму на карманные расходы, а остальные деньги хранить в недоступном для него месте. Он также посоветовал раз в месяц всей семьей делать в доме ревизию: отбирать старые вещи и относить в ближайшую благотворительную организацию. А Виталика назначил ответственным за это поручение. Свою главную рекомендацию – проявлять к сыну побольше любви и внимания – терапевт так и не решился произнести вслух.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям , или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают.

Тех детей , которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.

Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Даже если в ответ на ваше великодушие ребенок не признается в краже, то он надолго запомнит ощущение стыда и неловкости. Как воспитать бандита

Иногда родители сами подталкивают детей к воровству своими бессознательными установками. Мама 16-летнего Максима вырастила сына одна и мечтала, что со временем он станет ей опорой. Она восхищалась предприимчивыми и состоятельными мужчинами и всячески поощряла в мальчике наклонности к “суперменству”. Максим был развит не по годам, дружил с ребятами постарше и все свободное время занимался каким-то “бизнесом”. В суть этого бизнеса мама предпочитала не вникать и гордилась тем, что сын не клянчит у нее карманные деньги. Она была потрясена, когда ее вызвал следователь и дал прослушать запись телефонного разговора ее сына с одноклассником.

Максим требовал у приятеля $500, угрожая рассказать всем о его гомосексуальных наклонностях. На суде выяснилось, что основным бизнесом Максима и двух его друзей сначала были кражи денег в школьной раздевалке, которыми они промышляли с десяти лет. Потом они наладили скупку и перепродажу вещей, которые по их заданию приносили из дома младшие ребята. Самое потрясающее, что в эти махинации были вовлечены несколько десятков детей , но никто из родителей не встревожился тем, что из дома пропадают книги, компьютерные диски и драгоценности. А если и встревожился, то держал проступок своего ребенка в тайне.

В результате юные бандиты почувствовали себя абсолютно безнаказанными. Они практически открыли в школе подпольный пункт по скупке краденого и погорели случайно, когда решили шантажировать своего одноклассника, которого подозревали в гомосексуализме. Они не рассчитывали, что мальчик обратится за помощью к папе. Папа записал их телефонный разговор и отнес пленку в милицию. Двум приятелям Максима дали условный срок. Сам он отделался легким испугом и был сразу же отправлен в Испанию – очевидно, для продолжения воспитания.

Многие родители хотят видеть своего ребенка сильной личностью. Однако ребенок может иметь свое представление об исключительности и выбрать для воплощения родительской мечты свой собственный путь. Например, решить, как Максим, что он слишком умен, чтобы подчиняться правилам. Иногда ребенок начинает воровать из “классовых” соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить “богатеньким”. Такое возможно, например, если подобная “классовая ненависть” культивируется и у него в семье. Как правило, родители вскоре теряют контроль над юным “суперменом”. Ребенок убеждается в своей безнаказанности и начинает верить в то, что законы существуют не для него. Но рано или поздно он попадает в поле зрения правоохранительных органов.

Профилактика
Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей – то есть не имеют возможности свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них.

В этой ситуации ребенок не осознает разницы между “моим” и “нашим”. Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в “безраздельную” собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком – например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками.

Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи. Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка , стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.


Как же незаметно летят эти годы...

Аватара пользователя
sanek
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 24 ноя 2021, 23:03
Откуда: Московская область
Благодарил (а): 58 раз
Поблагодарили: 125 раз

Детское воровство: как его победить

Непрочитанное сообщение sanek » 25 дек 2021, 18:47

При словосочетании «детское воровство» многие мамы испытывают ужас и думают, что их ребенок никогда не совершит подобный проступок.

А между тем, достаточно вспомнить себя в детстве, ведь практически каждый из нас хоть раз в жизни брал что-то чужое. Выходит, детское воровство - не такая уж и редкость. Давайте узнаем о том, какие причины толкают детей на кражу, в каких случаях стоит начинать бить тревогу и как помочь оступившемуся ребенку.

Впервые заметив, что ребенок приносит из садика или с детской площадки чужие игрушки, любой родитель испытает шок. И большинство поведет себя неправильно – начнет ругать, пристыжать ребенка. Такой метод не даст никаких результатов, разве что ребенок станет скрытным и позаимствованные игрушки будет прятать в свой «тайник». Гораздо большего вы добьетесь, если попытаетесь понять своего ребенка и причины, которые толкнули его на совершение данного проступка.

Воровство до 7 лет
И совсем особого подхода требуют маленькие детки. Ведь до четырех лет ребенок и вовсе не осознает, что сделал что-то плохое. Он всего лишь взял вещь, которая ему очень понравилась и интересна. В старшем возрасте, до семи лет, ребенок также может не совладать с собой, хоть уже и знает, что брать чужое плохо. Знает, но не осознает, почему именно это плохо. Здесь уже задача родителей объяснить и разъяснить все «почему», причем не ругая ребенка. Отлично в этом помогут басни и сказки, в которых высмеивают воровство, а герои, совершившие проступок, в конце остаются ни с чем.

Также можно поиграть с ребенком в вора, полицейского и потерпевшего. Причем ребенок поочередно должен попробовать себя в каждой роли. Ведь, возможно, он берет чужое, так как не ставит себя на место потерпевшего, не испытывает досады от утраты любимой игрушки.

Причины детского воровства
Среди детей старше 7-8 лет случаи воровства, причем уже осознанного, также случаются довольно часто, и, исходя из причин, толкнувших детей на кражу, можно найти решение проблемы. Итак, вот основные причины:

- Недостаток внимания со стороны родителей. Очень часто плохое поведение, баловство, агрессия или же воровство – это лишь способ привлечь к себе внимание родителей. Причем если изначально это просто крик о помощи: «ну посмотрите на меня, поговорите со мной», то с взрослением ситуация будет усугубляться. Ребенок будет стараться заменять материальными благами человеческое тепло и отношения. Более того, во взрослом возрасте он перенесет эту модель отношений на свою семью.

Обычно ребенок идет на воровство из-за нехватки внимания в семьях, где родители очень заняты и им легче вместо часа совместной игры с ребенком откупиться новой игрушкой или сладостями.

Что делать? Чаще разговаривать с ребенком, выслушивать его проблемы и, каким бы ни был сложным и насыщенным день, находить время на совместные игры, развлечения и занятия. Ведь те внимание и любовь, что недополучит ребенок в детстве, вы никогда и ничем не сможете компенсировать.

- Не только внимания родителей может не хватать ребенку. Иногда проблема кроется во взаимоотношениях со сверстниками. Ребенок может «покупать» игрушками и сладостями друзей. А где же ему брать эти блага? Выход один – украсть. Позже ребенок поймет, что при помощи материальных благ можно добиться расположения людей, уважения и при этом не развиваться как личность.

Что делать? Обратить внимание, в какой компании чаще всего пребывает ребенок, как к нему относятся остальные. Если заметите факты «покупки» друзей, то сделайте все возможное чтобы прекратить такие взаимоотношения. Например, отдайте ребенка в секцию, соответствующую его интересам, там он найдет единомышленников, которым будет интересен как личность.

- Иногда причиной того, что ребенок берет чужое, может стать плохой пример родителей. Ведь многие из нас при возможности не прочь получить благодарность в конверте либо принести с работы «списанные» самими же продукты или вещи. Особенно часто это касается работников магазинов и кафе, которые без зазрения совести «лишнее» приносят в дом и, более того, при ребенке все обсуждают, гордясь собой. Так и ребенок, беря чужое, будет чувствовать себя добытчиком – еще бы, такой пример перед глазами!

Что делать? Осознать свои ошибки и признаться в присутствии ребенка, что поступали неправильно. А также впредь никогда не забывать, что вы для ребенка – главный пример в жизни, именно глядя на ваши поступки, он учится морали.

- Ребенок может пойти на воровство из нужды. Например, если родители ограничивают его во всем, начиная от сладостей и заканчивая игрушками, считая это пустой тратой денег. Ребенок, видя сверстников, у которых есть далеко не только самое необходимое, начинает испытывать неуверенность в себе и зависть. Иногда желание обладать какой-либо вещью настолько огромно, что ребенок нарушает запреты и решается на кражу.

Что делать? Не лишать ребенка маленьких радостей, даже если достаток в семье мал, постарайтесь сделать все, чтобы ребенок не чувствовал себя хуже сверстников. В конце концов, иногда можно купить ему подержанные игрушки или технику. Может помочь откровенный разговор, совместное обсуждение бюджета – так ребенок сможет осознать, сколько и на что уходит средств. Также по возможности выделите карманные деньги, но взяв с ребенка обещание, что он больше никогда не возьмет чужого.

- У ребенка могут быть и более серьезные проблемы, например, он попал под влияние наркотиков. На это уходит немало средств.

Что делать? Если вы заметили, что ребенок стал странно себя вести, у него наблюдаются перепады настроения, срочно обратитесь к специалисту. Сами вы с этой проблемой справиться не сможете.

- Возможно, ваш ребенок берет чужие вещи, так как у него развилось психологическая тяга к воровству – клептомания.

Что делать? Если вы заметили, что ребенок очень часто берет чужие вещи, причем чаще не нужные ему, обратитесь за помощью к психологу.


Как же незаметно летят эти годы...

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Безопасность детей»