Проект Федерального закона «О частной охранной деятельности»

Обсуждаем вносимые в законодательство об охранной деятельности изменения и дополнения.
Злой охранник
Знаток
Знаток
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 30 авг 2015, 03:25

Re: Проект Федерального закона «О частной охранной деятельности»

Непрочитанное сообщение Злой охранник » 18 май 2017, 13:40

А тем временем:
Представитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Ярослав Нилов рассказал о новой идее партии — запрете на работу в магазинах сотрудников частных охранных предприятий (ЧОП).
Идея, по словам Нилова, возникла в результате многочисленных примеров, когда охранники «приписывают себе властные полномочия», при этом не имея на это права. Депутат отметил, что тем самым нарушаются права людей.

«ЛДПР предлагает убрать ЧОПы из торговых точек, — заявил он агентству «Москва». — Пусть продавцы наблюдают, камеры наблюдения, вызывают полицию, если надо».

Напомним, что на днях инцидент (см. Гардинфо: ЧП в Челябинске. Инвалид избит охранниками) с охранниками магазина «Проспект» произошел в Челябинске: они потребовали от посетителя Елизара Кудымова вывернуть карманы, а на отказ того сделать это без присутствия полиции, как рассказал сам покупатель, затолкали в подсобку и избили, причем после этого он обнаружил потерю кошелька с 2 тысячами рублей.

Сведений о возбуждении уголовного дела в связи с этим инцидентом пока не поступало.

Мнение:
Убрав частную охрану из торговых точек, проблема с избиениями покупателей разрешится. Как показала практика, авторами всех рукоприкладств в магазинах и торговых центрах в 99 % случаев являются не представители ЧОП, а САВОКеры: контролеры торговых залов, местечковые представители службы безопасности, а в последнем инциденте — сотрудники службы предотвращения потерь, и все они не имеют никакого отношения к частной охране России. По сути, выполняют охранную функцию, но, их деятельность ни чем, кроме их собственными представлениями о порядке, не регламентируется и никем не контролируется, а если случается беда с кулачной расправой, они опять в стороне, т.к. вся общественность громко скандирует:»Охранник? — ату его!» и СМИ радостно предает анафеме всю частную охрану, оправдываясь, дескать: «Когда вас тут сортировать, когда такие дела на нашей кухне». Мы НСБ бросаемся выяснять истину, в очередной раз убеждаемся что ОХРАННИКИ там и рядом не стояли, но кто нас слушает и слышит — кроме нас самих… В последнее время стали появляться возгласы: «Да какая разница, охранник это был или контролер?». Для вас, безусловно, нет, а для охранной отрасли разница ощутимая. По сути все эти заголовки — подрыв деловой репутации частных охранных организаций… может пора сказать свое слово в защиту чести и достоинства охранной отрасли?
------------------------------------------

Комменты (занимательно):

Land пишет:
О, это песня! Рано или поздно подобная инициатива должна была появиться. Тем более, что этот Нилов из ЛДПР — известный популист. Но проблема действительно имеется. И решать её рано или поздно придется. Но конечно не таким профанским методом, который предлагает Нилов. Будем считать, что он таким образом в очередной раз заострил внимание на необходимости решения конкретной проблемы под названием С.А.В.О.К, созданной руками регулятора ЧОД.
Охранников 3 разряда будем вводить или как? Это ведь именно они должны стоять сразу за кассой. И это только первый, но необходимый шаг, без которого мы данную проблему не решим.

Владимир Х. пишет:
Land, Вы правда думаете, что если будут охранники 3-го разряда, то магазины кинутся за ними в ЧОПы?
Как были свои контролеры, так они и останутся.
Считаю, что вообще не стоит получать удостоверение частного охранника пенсионерам старше 60-ти лет. Пусть сидят в сторожках, открывают шлагбаумы и вертушки работая в ЧОП официально, зарабатывая на лекарства и коммуналку, но без всяких медкомиссий на оружие, ежегодных ПП и иных заморочек.

Land пишет:
Владимир, я не думаю, а уверен, что введение 3 разряда значительно облегчит нагрузку на охранников, работающих без использования оружия и спецсредств. Именно такие охранники работают в магазинах и пытаются конкурировать с САВОКерами. Сейчас они вынуждены нести навязанную регулятором дополнительную нагрузку, связанную с допуском к работе со спецсредствами, которые они в реале не используют. Введение 3 разряда сократит расходы таких охранников, а значит — повысит их конкурентоспособность.
Но, как я писал ранее, это только первый шаг к вытеснению САВОКеров из магазинов. За ним, при необходимости, могут последовать и другие шаги. Но сейчас об этом говорить преждевременно. Регулятор очень консервативен и не пойдет на резкие изменения.
Так что — step by step в правильном направлении.

Дмитрий пишет:
Думаю 3 разряд нас не спасет т.к. в любом случае его нагрузят обучением, кв.экзаменом, УЧО, ежегодным мед.осмотром, периодической проверкой. Если и будут какие-либо послабления, то скорее всего не значительные. Поэтому у САВОКа опять будет преимущество. Не знаю как в других регионах, а у нас из ритейлов охранники только в Ленте остались. Поэтому реализация предложение г-на Нилова никак не повредит охранному сообществу нашего региона.
На мой взгляд решить эту проблему можно только законодательной нормой, т.е. обязательным требованием к торгующей организации, использующей площадь от ??? метров, о наличии договора на физическую охрану с ЧОО. Количество охранников обязательно должно иметь привязку к метражу, чтобы исключить ситуацию 1 охранник и 10 САВОКеров. К примеру Минздрав не выдает лицензию аптеке на торговлю пока та не предоставит договор на охрану и обслуживание ПС.

Land пишет:
Уважаемый Дмитрий, «незначительные послабления» в случае с охранниками — это уже неплохо, учитывая зарегулированность данной профессии. От обучения, КЭ, УЧО, ПП скорее всего отбиться не получится (от ежегодных медосмотров — можно попробовать, ибо это откровенная дурь в случае с безоружными охранниками). А всё остальное обусловлено правом на задержание правонарушителей, что, согласитесь, обязывает как минимум к обучению с последующим экзаменом.
Не уверен, что получится обязать торговые организации заключать договора с ЧОО. А вот ужесточить ответственность данных организаций за неправомерные действия своих сотрудников — можно попробовать.
Также имеет смысл рассмотреть возможность для юрлиц нанимать охранников в штат своей организации и нести за их действия полную ответственность. Может быть через воссоздание Служб безопасности.

Solder пишет:
Да смысл в третьем разряде, если в обсуждаемом законопроекте предлагается проводить периодические проверки при продлении срока действия удостоверения, раз в пять лет?!

Land пишет:
А Вы вот так прямо и уверены, что законопроект будет принят в предлагаемом виде? Я бы не торопился на это рассчитывать.

Земледелец пишет:
Здесь однозначно нужны комплексные меры и усилия всего сообщества, к примеру:
1. Защитить охранное сообщество, т.е. добросовестных предпринимателей, от действий САВОКеров, распространив юрисдикцию лицензирующего органа на запрет деятельнсти САВОКеров.
2. Обязать торгующие организации заключать договоры на охранные услуги с лицезированными организациями через лицензионные требования и разрешения, требования антитеррористических комиссий и т.п.
3. Ввести новую профессию, к примеру, как уже предлагалось, охранник-наблюдатель, т.е. ту, что облегчит бремя охранника.
Это как вариант, а список мер можно продолжить и развить.

Директор ЧОО пишет:
Уверен, что и 1-й, и 2-й, и 3-й квалификационные разряды нашей отрасли нужны. Охранные услуги без использования оружия и специальных средств — это сторожевая деятельность ЧОО, но и она в итоге также может контролироваться Росгвардией. И в этом ничего плохого нет, так как, по крайней мере, судимых, и душевнобольных в сторожа брать точно не будут. Ну а для магазинов розничной торговли может стать незаменимым 1 и 2 разряд контролеров и контролеров-наблюдателей.

В любом случае, я бы высказался за то, что:
1. Любая охранная и охранно-сторожевая деятельность должна быть лицензирована государством, так как последствия ошибок в данной области прямо сказываются на гражданах;
2. Нельзя выполнять охранную (охранно-сторожевую, охранно-контролерскую) функцию без некой минимальной подготовки на специальных курсах.
3. И у сторожа, и у контролера, и у охранника должны быть определенные полномочия, превышать которые нельзя.
4. Полномочия частных охранников, выполняющих задачи в составе ГБР с оружием на улицах, нужно пересматривать, предоставляя им дополнительные полномочия вплоть до предоставления права на самостоятельное доставление подозреваемых в ОВД.

Конструкция частной охраны, где есть специалисты базового уровня 1-2-3 разряда: контролеры и контролеры-наблюдатели, сторожа и профессиональные частные охранники 4-6 разряда имеет право на жизнь… Почему нет?

Прохожий пишет:
Все это не решает заявленную проблему. Переименовывать надо охранников, например в стражника.

эдуард пишет:
В ово было две службы батальон милиции и сторожевая служба, может так же разрешить сторожей и контролеров в ЧОП, и расценки меньше и под контролем, все равно у бюджетных организаций требуют переводить сторожей на аутсорсинг.

Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 24 июн 2015, 06:16

Ужесточение ответственности охранников работающих без лицензии за превышение полномочий.

Непрочитанное сообщение admin » 19 апр 2017, 12:47

Рассматривается вопрос ужесточения ответственности охранников работающих без лицензии за превышение полномочий.

Госдума рассматривает законопроект, предлагающий ввести уголовную ответственность за превышение полномочий охранниками, работающими без официальной лицензии. Тот из них, кто поставит свой кулак выше закона, рискует сесть за решетку на срок до трех лет.

Под статью могут попасть всевозможные "фейсконтрольщики" ночных клубов, "вышибалы" злачных заведений, охранники в торговых центрах. И все-все, кто работает без корочки частного охранника, но что-то охраняет и даже пытается вести себя как настоящий гражданин начальник, причем очень злой начальник.

Инициатива появилась после трагедии в Санкт-Петербурге, где не в меру ретивая охрана из супермаркета "Магнит" в буквальном смысле довела до смерти пенсионерку. 81-летняя женщина пережила блокаду, а смертельным для нее оказался банальный поход в магазин. Охрана несправедливо обвинила женщину в краже трех пачек масла ценой чуть более трехсот рублей. Жизнь пожилого человека в глазах торговцев, видимо, стоила намного дешевле.

На взгляд авторов инициативы, в законах обнаружился пробел: в магазинах часто используют для охраны порядка людей, не имеющих удостоверений частных охранников. При этом, замечают разработчики проекта, инструкции, регламентирующие полномочия таких "охранников", подчас противоречат здравому смыслу: если нет задержаний, то охрана, мол, не работает, и следуют наказания.

"Такой "службе безопасности" нужны задержания. В результате излишнего "служебного рвения" нарушаются права и законные интересы граждан", - говорится в пояснительной записке.

Следствие после смерти пенсионерки завело дело на директора магазина, 43-летнюю женщину. Бизнес-леди обвинили в самоуправстве и причинении смерти по неосторожности. Но дело было закрыто по амнистии. Примерно в то же время были амнистированы и две сотрудницы супермаркета другой известной сети. Женщины отличились тем, что заперли покупательницу в морозильной камере. Повод - подозрение в краже.

Судя по всему, люди, поставленные что-то охранять, должных уроков из резонансных дел не извлекают, они по-прежнему исповедуют право силы. Вот свежий пример: охранник ночного клуба в Кемерово травмировал тренера волейбольного клуба. Как рассказывают СМИ, было всего два удара - и тренера увезла в реанимацию "скорая помощь" с черепно-мозговой травмой.

Поэтому и предлагается внести в Уголовный кодекс статью "Превышение полномочий сотрудниками собственной службы охраны организации при выполнении своих должностных обязанностей". Если охранник вышел за рамки дозволенного и тем существенно нарушил права граждан, он рискует сесть на срок до двух лет. А когда вдобавок пустил в ход дубинку, шокер или кулаки, срок может вырасти до трех лет.

Авторы проекта напоминают, что в Уголовном кодексе уже есть статья, предусматривающая наказание за превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника. Однако в том и проблема, что масса людей стоит на страже чего-то, не имея ни официальных корочек, ни полномочий. Кулак и дубинка заменяют им и то, и другое.

"Такое нововведение может дать положительные результаты в виде уменьшения случаев злоупотребления полномочиями со стороны охранников в торговых, развлекательных и прочих заведениях, - сказал "РГ" эксперт комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, адвокат Роман Терехов. - Подобные случаи стали учащаться, что требует принятия мер по этому вопросу. Нередко охранники задерживают посетителей, без разрешения обыскивают их, применяют силу и т.п., хотя не имеют на это права".

Также он обращает внимание, что в охрану приходят разные люди, нередко с погашенными судимостями, и удостоверения охранников вполне могут незаконно приобретаться.

"Владельцы ЧОПов не требуют от сотрудников особого образования, не всегда учитываются профессиональные качества, кроме того, не рассматриваются и психологические характеристики потенциального охранника, - говорит он. - В этой связи необходимо не допускать злоупотреблений".

В свою очередь, адвокат Юрий Коршунов напоминает, что теперь контролировать частных охранников будет Национальная гвардия. "Теперь по сути получится двойная защита от нарушений, - говорит он. - Если сотрудник частной охранного предприятия превышает полномочия, на него можно будет написать заявление в полицию, чтобы она возбудило дело по соответствующей статье. Также можно будет пожаловаться в Национальную гвардию, чтобы она лишила ЧОП или сотрудника лицензии за грубые нарушения законодательства. Однако, если человек работает без лицензии, привлечь его к ответственности сложнее. Нарушение закона должно быть очень грубым, с тяжкими последствиями. Иначе никто не будет возбуждать дело. Возможно, действительно пришла пора разобраться и навести порядок в сфере нелицензированных охранных услуг".

Однако у предложения есть и критики. В Верховном суде России обратили внимание, что если подобные охранники причинили вред здоровью, то несут уголовную ответственность на общих основаниях. Если пролилась чья-то кровь, соответствующая статья Уголовного кодекса для виновника всегда найдется. А правительственные эксперты посчитали, что термин "службы охраны организации" представляется некорректным, поскольку такая деятельность не предусмотрена законодательством. Сейчас комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству собирает отзывы на проект. Документ внесен в примерную повестку парламента на июль.
rg.ru

Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 24 июн 2015, 06:16

Проект Федерального закона «О частной охранной деятельности»

Непрочитанное сообщение admin » 25 мар 2017, 20:36

Выступление Шестакова В. И. по проекту Федерального закона «О частной охранной деятельности» на Международном конгрессе промышленников и предпринимателей, 6 февраля 2017 года.

Уважаемые коллеги,

Вашему вниманию предлагается проект Федерального закона «О частной охранной деятельности», подготовленный Независимым научным Фондом «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» (далее – ННФ «ИБР»). Это своего рода юбилейный подарок к 25-летию законодательного закрепления частной охранной деятельности. В течение более двадцати лет охранное сообщество выступало с предложением о необходимости разработки отдельного закона о частной охранной деятельности. Наконец, эти предложения стали реальностью и материализованы в конкретном нормативном правовом акте. Поэтому предметом обсуждения сегодняшней встречи будет проект указанного Федерального закона. Надеемся на глубокий анализ его норм и положений, объективную оценку законопроекта в целом. Вынося на обсуждение данный законопроект, исходим из того, что идеальных законов в природе не существует. Не считаем исключением и предлагаемый законопроект. Более того, в законопроект сознательно не было включено ряд положений, которые на сегодняшний день являются заведомо не проходными. Включение их сделает непроходным весь закон. В то же время в него по максимуму включены те нормы и положения, которые имеют реальную возможность быть принятыми. Уверенность в этом обусловлена объективными факторами. Основу данного законопроекта составляет подготовленный нами и одобренный в ноябре 2016 года МПА СНГ проект Модельного закона о частной охранной деятельности. Он активно обсуждался охранным сообществом России, парламентами государств-участников СНГ, был одобрен с учетом высказанных замечаний и предложений, в том числе и Российской Федерацией в лице Федерального собрания. В ноябре 2016 года Модельный закон был одобрен постановлением МПА СНГ. В марте 2017 года планируется его принятие МПА СНГ.

Пользуясь случаем, хотел бы высказать признательность всем, кто, несмотря на занятость, нашел возможность внимательно ознакомиться с законопроектом, прийти на сегодняшнее его обсуждение и высказать свое отношение к нему, а также дать свои предложения и замечания.

Цель обсуждения законопроекта – получить квалифицированную экспертную оценку по концептуальным и иным его положениям, обобщить высказанные замечания и предложения и учесть их при дальнейшей работе над законопроектом.

Как одному из разработчиков данного законопроекта мне хотелось бы дать пояснения и разъяснения по ряду его норм и принципиальных положений, что позволит понять их смысл и назначение, исключить отдельные вопросы.

Законопроект подготовлен ННФ «ИБР», президентом которого является А.А. Перцев, директором – В.А. Ананьев.

Законопроект является результатом многолетней работы. Идея о подготовке отдельного закона о частной охранной деятельности появилась ещё в конце девяностых годов прошлого столетия. В последующие годы предпринималось ряд попыток по её реализации. Однако все они не увенчались успехов. В настоящее время появилось ряд объективных и субъективных предпосылок для этого. В теории дано научное обоснование необходимости в отдельном законе, указанным ННФ «ИБР» разработаны и одобрены Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ проекты отдельных Модельных законов о частной охранной и частной детективной деятельности. По пути отдельного правового регулирования частной охраны и сыска идет зарубежная практика. В целом ряде государств такие законы уже приняты, в других — идет подготовка таких законов. Все чаще о необходимости разработки отдельных указанных законов высказываются и депутаты Государственной Думы РФ.

Разработке законопроекта предшествовала подготовка Концепции развития охранного законодательства, в которой дано научное обоснование целесообразности разделения действующего Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» на два самостоятельных закона.

Законопроект подготовлен на основе анализа практики частных охранных организаций, научных исследований, зарубежного опыта. Кроме того, были проведены консультации с ведущими российскими специалистами в этой сфере.

Законопроект базируется на следующих основных принципиальных положениях:

право выбора субъекта охраны должно принадлежать собственнику;

частная охранная деятельность является предпринимательской деятельностью со всеми вытекающими из этого факта правовыми последствиями;

контролирующие и надзирающие за охранной деятельностью органы не должны вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов;

оказание частными охранными организациями содействия правоохранительным органам в решении стоящих перед ними задач должно быть их правом, а не обязанностью, и осуществляться в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации;

государство с рыночной экономикой должно создавать благоприятные условия для развития цивилизованного рынка охранных услуг, способствовать добросовестной конкуренции, выходу на международные рынки;

охранная деятельность представляет собой цельное, взаимосвязанное и взаимообусловленное с другими видами охраны явление;

охранная деятельность является самостоятельным субъектом негосударственной системы обеспечения национальной безопасности;

законодательство в сфере охраны должно быть направлено на обеспечение конституционного положения о равной защите всех форм собственности.

Подготовка отдельного закона, регламентирующего частную охранную деятельность, обусловлена не только соображениями формального характера (разделение общего закона на два самостоятельных), но и необходимостью существенного, принципиального изменения его содержания. Потребность в этом обусловлена тем, что действующий Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» к настоящему времени в значительной мере устарел и вследствие этого не отвечает потребностям современной практики, поскольку отражает реалии характерные для того времени, когда охранная деятельность находилась в стадии становления. Наличие в Законе нечетких формулировок и положений затрудняет их понимание, допускает двоякое толкование, что в итоге создает серьезные затруднения в его применении на практике. Кроме того, с момента его принятия существенно изменилось законодательство, составляющее правовую основу охранной деятельности.

Предпринимаемые в последние годы попытки исправить сложившееся положение путем внесения отдельных изменений в указанный Закон не только не решили проблему, но и породили новые, привнесли в него дополнительные противоречия и несогласованности между внесенными и существующими нормами. Все это создает серьезные трудности в правоприменительной практике, существенно ограничивает права и законные интересы субъектов рынка охранных услуг.

Основными целями разработки законопроекта являются:

обеспечение единой государственной политики в сфере частной охранной деятельности;

разграничение двух самостоятельных, различных по своему содержанию, предпринимательских видов деятельностей;

создания условий для развития частной охраны;

дальнейшее совершенствование законодательства в сфере охраны;

приведения охранного законодательства в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В законопроекте сохранено из действующего Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» всё положительное и выдержавшее испытание временем, и, наоборот, исключено всё наносное, надуманное и мешающее поступательному развитию частной охранной деятельности. В законопроекте учтены потребности современной охранной практики, научные разработки, положительный опыт и законодательство, в том числе и зарубежное, в этой сфере.

Как и в действующем Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» заниматься охранной деятельностью разрешено только юридическим лицам. Индивидуальные предприниматели таким правом не обладают. Такое ограничение обусловлено тем, что охранная деятельность осуществляется с использованием служебного оружия, приобретать и хранить которое по Закону «Об оружии» вправе только юридические лица. Однако не исключается, что в ходе дальнейшей работы над законопроектом будет принято иное решение данного вопроса.

Для того чтобы законодательство в сфере охраны способствовало развитию рынка охранных услуг, оно должно:

соответствовать Конституции Российской Федерации и, в первую очередь, требованию её части 2 статьи 8 (признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности), а также нормам ВТО и международным договорам;

объективно отражать баланс законных интересов государства, общества, охранного бизнес-сообщества, заказчиков охранных услуг, и не устанавливать необоснованных преференций для отдельных субъектов рынка охранных услуг;

быть ориентировано на создание благоприятных условий для развития охранной деятельности;

ставить равные условия и стартовые возможности для всех субъектов рынка охранных услуг;

быть нацелено на поддержку государственной социально-экономической политики, направленной на антимонопольное регулирование и поддержку цивилизованной конкуренции;

чётко определять предмет государственного контроля за частной охранной деятельностью с тем, чтобы исключить возможность избыточного вмешательства контролирующих органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

В Пояснительной записке сформулированы основные новеллы законопроекта, тем не менее, считаю необходимым акцентировать на них внимание, поскольку возможно не все присутствующие могли детально ознакомиться с ними и прокомментировать отдельные из них.

Законопроект содержит следующие основные принципиально новые положения:

1. По просьбе ряда экспертов охранного сообщества из названия исключено имеющееся в действующем Законе словосочетание «в Российской Федерации», что позволит частным охранным организациям оказывать охранные услуги за рубежом в соответствии с нормами ВТО и законодательством государства оказания охранных услуг.

2. Уточнён предмет правового регулирования настоящего Закона.

При его определении акцент сделан на то, что им регулируется только охранная деятельность, осуществляемая одним субъектом – частными охранными организациями.

3. Значительно расширен понятийный аппарат.

В частности, даны такие новые понятия как: «руководитель частной охранной организации», «телохранитель», «личная карточка телохранителя», «охраняемое лицо», «заказчик охранной услуги», «прилегающая к охраняемому объекту территория», «массовое мероприятие», «обеспечение порядка в местах проведения массового мероприятия», «использование оружия», «использование специальных средств», «применение оружия», «применение специальных средств», уточнено содержание понятий, имеющихся в действующем Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Это вовсе не означает, что нет необходимости в дополнении в этот перечень новых терминов. Такие предложения уже поступают.

4. Цели и задачи охранной деятельности определены с учётом её предпринимательского характера, сочетания частных и публичных интересов при её осуществлении, отнесения охранных услуг к услугам безопасности. При этом подчеркнуто, что оказываемые частными охранными организациями услуги отнесены законодательством, к услугам безопасности, и вследствие этого частные охранные организации являются субъектами негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.

5. С учетом объективных потребностей рынка, сложившейся практики конкретизированы и дополнены виды охранных услуг.

6. Детализирован порядок оказания охранных услуг, установлены дополнительные условия заключения договора оказания охранных услуг. Речь идёт, прежде всего, об обязательных условиях договора, его названии.

7. Предусмотрен субподряд при оказании охранных услуг. Это позволит исключить противоречивую практику при решении данного вопроса, обеспечит частным охранным организациям реализовать конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

8. Предусмотрена возможность создания частными охранными организациями филиалов и дочерних обществ, саморегулируемых организаций. Это позволит расширить сферу охранной деятельности в крупных субъектах Российской Федерации.

9. Установлена обязанность частной охранной организации страховать риск ответственности за нарушение договора на оказание охранных услуг, риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при осуществлении охранной деятельности. Действующее законодательство в сфере страхования предоставляет такую возможность в гораздо менее рисковых видах деятельностей. Предлагаемая новелла устраняет такую несправедливость.

10. В отличие от действующего Закона, законопроект предусматривает только административное приостановление охранной деятельности, что полностью согласуется с административным законодательством, судебной практикой. При этом прописан порядок и основания такого приостановления. Указанная мера административного воздействия допускается только по решению суда и в части, касающейся приостановления деятельности по оказанию охранной услуги, при оказании которой было допущено нарушение, послужившее основанием для приостановления. Эта норма служит серьезной гарантией против необоснованного прекращения охранной деятельности.

11. Впервые чётко определены участники охранной деятельности, их права и обязанности, прописан порядок приобретения и утраты статуса соответствующим участником.

12. Вводится институт телохранителей. Это позволяет законодательно закрепить более чем двадцатилетнюю практику частных охранных организаций, которые фактически осуществляли телохранительство при оказании такой услуги как «защита жизни и здоровья граждан». Указанная законодательная новелла соответствует международной практике и законодательству. В частности, институт телохранителей предусматривает Модельный закон для государств-участников СНГ «О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) детективной деятельности».

Законодательное закрепление института телохранителей позволит соответствующим государственным органам осуществлять действенный контроль (надзор) за деятельностью телохранителей.

В законопроекте чётко прописан правовой статус и полномочия телохранителя, определены требования к гражданам, претендующим на его приобретение.

13. В целях обеспечения общественной безопасности, осуществления действенного государственного контроля за оборотом оружия в процессе осуществления охранной деятельности, более чётко и конкретно сформулированы условия и основания применения охранниками физической силы, специальных средств, оружия.

14. Дополнен перечень услуг, при оказании которых разрешается использование оружия, специальных средств и технических средств, определены случаи применения гражданского неогнестрельного оружия и тем самым устранён пробел в этой части в действующем Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Телохранителю предоставлено право не только использовать оружие при защите жизни и здоровья охраняемых лиц, но и прописано, в каких случаях он вправе его применить.

15. Предусмотрена система мер по защите от проникновения в охранные и сыскные организации криминальных элементов. В частности, значительно ужесточены требования к гражданам, претендующим на работу в качестве охранника (телохранителя), лицам, претендующим на получение лицензии на частную охранную деятельность.

16. Приведен в соответствие с законодательством в сфере образования порядок подготовки и профессионального обучения, повышения квалификации руководителей частных охранных организаций, охранников.

17. С учётом сложившейся практики, взаимных интересов правоохранительных органов и частных охранных организаций определены основные направления их взаимодействия, права и обязанности частных охранных организаций и полномочий правоохранительных органов при осуществлении такого взаимодействия.

Принципиально важной является норма, содержащаяся в данной главе, согласно которой мероприятия по взаимодействию с правоохранительными органами не могут нарушать обязательств частных охранных организаций по договору с заказчиком.

19. Законопроект существенно отличается от действующего Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» по структуре. Он состоит из 9 глав и 53 статей. Законопроект содержит три новые главы, а именно: «Осуществление охранной деятельности», «Участники охранной деятельности, их права и обязанности. Профессиональная подготовка работников частных охранных организаций, осуществляющих трудовую функцию, непосредственно связанную с оказанием охранных услуг», «Взаимодействие частных охранных организаций с правоохранительными органами». Главы и статьи сгруппированы по принципу – от общего к частному. Содержание глав и статей строго соответствует их названию. Сведено к минимуму количество бланкетных и отсылочных норм.

По своему содержанию законопроект отражает баланс интересов государства и бизнеса, закрепляет сложившуюся положительную практику охранной деятельности, основывается на современном законодательстве, научных исследованиях в указанной сфере. Его принятие будет способствовать обеспечению единой государственной политики в охранной деятельности, более эффективному использованию возможностей частной охраны в обеспечении национальной безопасности, совершенствованию государственного контроля (надзора) над частной охранной деятельностью, совершенствованию законодательства в сфере частной охраны, цивилизованному развитию рынка охранных услуг, малому и среднему предпринимательству, препятствовать вхождению в рынок неподготовленных и недобросовестных хозяйствующих субъектов.

В заключение хотелось бы отметить, что сейчас проходит первый и важный этап работы над законопроектом – его общая концептуальная оценка. Именно с этой целью проводится его сегодняшнее обсуждение. Поэтому просим выступающих сконцентрировать свое внимание на концептуальных положениях законопроекта, не заострять внимание на частных, не принципиальных вопросах. Их можно обсудить в рабочем порядке. Это позволит выступить всем присутствующим и высказать свои замечания и предложения. Все высказанные предложения и замечания будут внимательно рассмотрены, результаты рассмотрения будут до каждого автора доведены. Для этого будет составлена специальная таблица.

Следующий этап работы над законопроектом планируется уже в рамках рабочей группы, в которую будут приглашены все желающие принять участие в этой важной для охранного сообщества работе.


Вернуться в «Изменения в законодательстве об охране»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость