Лишение лицензии ЧОП

Обсуждение различных вопросов связанных с проверками охранных организаций.
Аватара пользователя
dkgjdiogjeio
Знаток
Знаток
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 21 май 2018, 09:55
Поблагодарили: 28 раз

Лишение лицензии ЧОП

Непрочитанное сообщение dkgjdiogjeio » 21 май 2018, 10:16

Аннулирование лицензии на осуществление частной охранной деятельности является, наверное, одним из самых действенных «рычагов» административного воздействия на охранное предприятие. С учетом того, что охранное предприятие не может заниматься никакой другой хозяйственной деятельностью, его дальнейшее существование без лицензии практически лишается какого-либо смысла.

Некоторым утешением может служить то, что такие крайние меры крайне редко применяются в отношении ЧОПов. Разрешительные органы не часто обращаются с такими заявлениями в арбитражный суд. Да и не каждое такое заявление судом удовлетворяется.

В банке решении арбитражных судов ВАС РФ удалось обнаружить лишь шесть случаев рассмотрения всеми арбитражными судами России дел, касающихся аннулирования лицензии на осуществление частной охранной деятельности, относящихся к 2012 году.

При этом, одно из этих дел, можно смело списать со счета, отнеся к курьезам правосознания отечественных предпринимателей.

1. Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан (Дело № А65-28819/2011) с заявлением об аннулировании лицензии на охранную деятельность частного охранного предприятия. Истец обосновывал свои требования тем, что исполняя договор на охрану объекта, ЧОП лишает его права владения и пользования принадлежащим ему имуществом.

Арбитражный суд предпринимателю отказал, сославшись на то, что правом по обращению с соответствующим заявлением в суд об аннулировании лицензии при наличии на то оснований, обладают только лицензирующие органы, а в данном случае, органы внутренних дел. Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, а жалобу индивидуального предпринимателя без удовлетворения.

2. Арбитражный суд Тюменской области, рассматривая Дело № А70-2715/2012, достаточно лояльно отнесся охранному предприятию и пришел к выводу об отсутствии оснований для аннулирования лицензии частного охранного предприятия.

Заявитель (УМВД России по г.Тюмени) в обоснование требований указывал, что в ходе проверочных мероприятий выявлены следующие нарушения:

- охранником предприятия был допущен факт использования служебного оружия ИЖ-71 в качестве орудия в ходе совершения правонарушения. Охранник высказал в адрес гражданина угрозу физической расправы, а также нанес побои, чем причинил ему физическую боль и телесные повреждения;

- руководитель ЧОП не обеспечил должный контроль за ношением служебного оружия при осуществлении служебных обязанностей: охранник при заступлении на дежурные сутки, не сдал вовремя служебное оружие в дежурную часть ЧОП и использовал данное оружие в ходе правонарушения;

- за контрольный период допущены 5 фактов разбойных нападений на объекты, охраняемые ЧОП (цветочные павильоны);

- ЧОП оказывает услуги по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, с принятием соответствующих мер реагирования, что не предусмотрено выданной охранному предприятию лицензией;

- у предприятия имеется 363 объекта охраны, которые обслуживают 4 экипажа ГБР, что дает нагрузку - 90,7 объектов на 1 экипаж.

Арбитражный суд посчитал, что в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для аннулирования указанной лицензии.

Суд установил, что охранным предприятием нарушены правила оборота оружия, не обеспечен контроль за сохранностью и ношением служебного оружия при исполнении охранниками служебных обязанностей. Однако, Управление не представило доказательства того, что нарушение правил оборота оружия повлекло за собой утрату, хищение оружия либо его использование в преступных целях, либо нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан либо иные тяжкие последствия.

В отношении охранника, которому вменялись действия по угрозе убийством, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в его действиях признаков состава преступления, предусмотренных ст. 119 УК РФ (угроза убийством) не усматриваются, так как отсутствовала реальность угрозы.

Осуществление лицензионной деятельности по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, без соответствующей лицензии относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий. Однако, лицензия на указанный вид деятельности у ЧОПа была и на момент контрольных мероприятий направлена им в лицензирующий орган для переоформления, что не оспаривается этим органом.

Остальные, названные Управлением факты (5 разбойных нападений на охраняемые объекты, большое количество договоров на оказание охранных услуг), суд счел не относящимися к нарушениям лицензионных требований и условий, поскольку отсутствуют доказательства, что факты разбойных нападений обусловлены каким-либо противоправным поведением охранного предприятия. Также отсутствовали доказательства того, что большое количество договоров на оказание охранных услуг повлекло конкретные негативные последствия в виде нарушения прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства.

Отказывая в аннулировании лицензии, суд указал, что формальное основание для аннулирования лицензии имеется, однако, учитывая, что нарушение лицензионных требований и условий имело единичный характер (осуществление лицензионного вида деятельности, не предусмотренного лицензией), а также то, что охранное предприятие приняло меры к устранению данного нарушения, у суда отсутствуют основания полагать, что применение меры ответственности в виде аннулирования лицензии будет соразмерно допущенному нарушению.

3. Арбитражный суд Брянской области, рассматривая дело №А09-7263/2012, был менее благосклонен к нарушителю лицензионных требований. Однако, и охранное предприятие продемонстрировало редкое невнимание к государственным органам.

По результатам плановой проверки соблюдения лицензионных требований и условий ЧОП был привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.1. Кодекса РФ об АП в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Были вынесены предписание об устранении выявленных нарушений и предварительное письменное предупреждение.

Проведенная затем внеплановая проверка показала, что выявленные при проведении плановой проверки нарушения устранены не были. Предприятию было повторно вынесено предписание об устранении нарушений.

Кроме того, решением арбитражного суда предприятие было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об АП, в виде приостановления деятельности на 90 суток.

Судом, было установлено, что ЧОП на момент рассмотрения дела не устранил выявленные в ходе проверки нарушения лицензионного законодательства.

Такое «хроническое» бездействие охранной организации привело к тому, что суд удовлетворил требования об аннулировании лицензии.

4. Арбитражный суд Приморского Края рассмотрел дело № А51-1346/2012 по заявлению краевого УМВД. Заявитель в качестве оснований к аннулированию лицензии указал следующие:

- руководитель охранной организации не имеет документа о повышении квалификации руководителей частных охранных организаций. За что, ранее, решением Арбитражного суда ЧОП был привлечен к административной ответственности в виде предупреждения;

- на охраняемом объекте органом внутренних дел зафиксировано отсутствие информации, содержащей сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режима. За это нарушение, ранее, решением Арбитражного суда охранное предприятие привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

- форма одежды сотрудников ЧОПа, оказывающих услуги охраны на объекте, не позволяет определить принадлежность сотрудников охраны к конкретной частной охранной организации, что подтверждается рапортом и протоколом по делу об административном правонарушении.

Суд установив, что на дату судебного заседания соответствующие нарушения не устранены, принял решение об аннулировании лицензии.

В данном решении, кроме выше изложенного, привлекает внимание следующее.

Мотивируя решение суд указал, что материалы дела не содержат доказательств того, что нарушения, допущенные охранным предприятием, повлекли за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства. (так, данное основание аннулирования лицензии сформулировано статьей 11.5 Закона «О частной охранной и детективной деятельности в РФ»- прим. автора )

Далее суд указал, что «..требования законодательства о необходимости соблюдения предусмотренных законодательством в сфере охранной деятельности и обязательности устранения нарушений в установленный срок направлены, в том числе, на обеспечение эффективности и упорядоченности государственного контроля в указанной области в РФ и, соответственно, не соблюдение указанных требований нарушает установленный Законом о частной охранной деятельности порядок государственного контроля.

При этом угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо неблагоприятных последствий неисполнения установленных законодательством обязанностей, сколько в пренебрежительном отношении …(<наименование ЧОП>).. к исполнению своих публично-правовых обязанностей. »

При этом указаний, какие последствия должна вызвать «угроза охраняемым общественным отношениям» со стороны ЧОП, в Законе «О частной охранной и детективной деятельности в РФ» в явном виде не содержится. Таким образом, суд несколько более широко истолковал основания ответственности в сфере частной охраны. Данное обстоятельство было бы полезным учитывать охранным предприятиям в своей дальнейшей деятельности.

5. Дело, рассмотренное Арбитражным судом Ульяновской области (Дело № А72-445/2011), по сюжету напоминает криминальный детектив.

Сотрудники ЧОП оказывали услуги по охране территории и материальных ценностей спортивно-оздоровительного лагеря в летний период. Причем, некоторые из них были оформлены как стажеры, т.е. не имели статуса охранника. Во время дежурства, в результате совместного распития спиртных напитков с посторонним гражданином, сотрудники охранного предприятия незаконно лишили указанного гражданина возможности свободно перемещаться, используя наручники и избивали его, используя палку резиновую. За эти деяния сотрудники осуждены к различным срокам лишения свободы по пунктам "а", "в" ч. 2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья.)

В связи с вышеизложенными событиями УВД по Ульяновской области обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии частной охранной организации.

Необходимо отметить, что при первоначальном рассмотрении дела арбитражные суды первой и второй инстанции не удовлетворили требования контрольного органа. Только после вмешательства ФАС Поволжского округа и отмены им всех предыдущих судебных актов. Арбитражный суд Ульяновской области принял решение об аннулировании лицензии.

При новом рассмотрении суд указал, что охранным предприятием допущено грубое нарушение порядка осуществления частной охранной деятельности, предусмотренное ст. 11.5 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", связанное с нарушением правил оборота специальных средств. Нарушено лицензионное условие об обязательном наличии у работников, осуществляющих охранные функции, соответствующей квалификации подтвержденной удостоверением. Указанные нарушения привели к лишению свободы гражданина и причинению ущерба его здоровью. Закономерный финал этой истории – лишение охранной организации лицензии.

6. Дело № А45-19971/2012 рассматривалось Арбитражным судом Новосибирской области по заявлению ГУ МВД по Новосибирской области. Заявление мотивировано неоднократными нарушениями лицензионных требований и условий, в том числе грубыми.

В связи с поступившими жалобами, в ходе проверок Заявителем (ГУ МВД) было обнаружено, что:

- допускается осуществление охранных функций гражданами, не имеющими квалификацию частного охранника;

- согласно заключенным договорам оказываются услуги по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов, не указанные в лицензии,

- осуществляются работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, не указанные в лицензии;

- ведется видеонаблюдение, тогда как отсутствует соответствующая информация до входа на охраняемый объект;

- в договоре об оказании охранных услуг отсутствует ссылка на номер и дату лицензии;

- в установленный срок не направлено уведомление ОВД о начале оказания охранных услуг;

- не разработана должностная инструкция для охранников на соответствующем объекте и не направлен в ОВД ее экземпляр;

- генеральный директор частной охранной организации одновременно является генеральным директором другого ЧОП;

- не направлялись уведомления о смене участников, директора;

- ЧОП по юридическому адресу не находится.

Суд установил, что на основании поступивших жалоб, заявителем по согласованию с органами прокуратуры, неоднократно проводились внеплановые проверки ЧОО. В подтверждение выявленных нарушений Управлением представлены акты проверок, объяснения лиц, договоры, постановление о привлечении к административной ответственности генерального директора, предписания. Указанные нарушения не устранены на момент рассмотрения дела.

Арбитражный суд удовлетворил требования ГУ МВД по Новосибирской области и аннулировал лицензию охранной организации. Суд апелляционной инстанции оставил жалобу охранного предприятия без удовлетворения.

Данное дело интересно еще и тем, что при его рассмотрении вновь была продемонстрирована позиция арбитражных судов в отношении законности привлечения к охране, лиц, не имеющих статуса охранника, под видом разного вида «стажеров» и «помощников». Суд указал, что «..привлечение к осуществлению охранных функций «стажеров» и лиц хотя бы прошедших обучение, но не имеющих удостоверения частного охранника не является основанным на законе и является нарушением лицензионных условий».

В силу малого количества рассмотренных случаев и уникальности каждого из них, проследить какую-то систематичность правоприменительной практики по данному вопросу не представляется возможным.

Однако, анализ этих случаев представляется полезным с точки зрения недопущения схожего развития событий в деятельности частных охранных организаций.


2. Требования к частным охранным организациям

Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее 100000 рублей. Для частной охранной организации, оказывающей (намеренной оказывать) услуги по вооруженной охране имущества и (или) услуги, предусмотренные пунктом 3 (см. ниже), уставный капитал не может быть менее 250000 рублей. Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала частной охранной организации привлеченные денежные средства.

Внесение в уставный капитал частной охранной организации средств иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, запрещается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Отчуждение долей (вкладов) учредителем (участником) частной охранной организации, повлекшее за собой появление в уставном капитале доли (вклада) с иностранным участием, не допускается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной. Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным. Право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Филиалы частной охранной организации могут создаваться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого частная охранная организация зарегистрирована.

Учредителями (участниками) частной охранной организации не могут являться:

общественные объединения;
граждане, состоящие на государственной службе либо замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях;
граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица;
иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.
Участниками частной охранной организации могут оставаться учредившие ее лица, которые получили право на пенсию по старости, перешли на работу в общественные организации, работающие в сфере частной охранной либо частной детективной деятельности, либо назначены (избраны) на государственные должности Российской Федерации. Лицам, назначенным (избранным) на указанные государственные должности, запрещается принимать участие в управлении охранной организацией.

Руководитель частной охранной организации должен иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций. Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника.

Руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных законодательством.

Организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги.

О начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) частная охранная организация обязана уведомить органы внутренних дел.

Лицензирование частной охранной деятельности

Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.

Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководитель организации обязан представить:

1) заявление о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в котором указываются полное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, место его нахождения, предполагаемый (предполагаемые) вид (виды) охранных услуг, намерение использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства и потребность в них;

2) документы по каждому виду охранных услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности;

3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.

К заявлению могут быть приложены:

1) копии учредительных документов;

2) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Копии документов, не заверенные в установленном порядке, представляются вместе с оригиналами.

Органы внутренних дел обязаны устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и приложениях к ним.

Основанием для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности

Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, подлежит переоформлению в случае:

1) продления срока действия лицензии;

2) намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;

3) реорганизации охранной организации;

4) изменения наименования охранной организации или места ее нахождения.

В случае продления срока действия лицензии или намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг представляются соответствующее заявление и документы по данному виду услуг.

В случае реорганизации охранной организации либо изменения ее наименования или места нахождения данная охранная организация в течение пятнадцати суток с даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц либо с даты изменения своего места нахождения обязана подать в орган внутренних дел, выдавший лицензию, соответствующее заявление. Для рассмотрения заявления необходимы документы, подтверждающие указанные обстоятельства. В случае, если документы, подтверждающие реорганизацию охранной организации либо изменение ее наименования или места нахождения, не представлены заявителем самостоятельно, по межведомственному запросу органа внутренних дел федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения соответствующих сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в течение трех суток с даты подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, связанной с реорганизацией охранной организации либо с изменением ее наименования или места нахождения, данная охранная организация в порядке, установленном положением о лицензировании частной охранной деятельности, обязана уведомить об указанных обстоятельствах орган внутренних дел, выдавший лицензию.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, производится в срок не более тридцати дней. На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.


Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии

Органы внутренних дел вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований. При этом устанавливается срок устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может быть более месяца. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми неоднократные нарушения лицензионных требований не допускается без предварительных письменных предупреждений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения указанных нарушений.

В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, орган внутренних дел обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления органа внутренних дел в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также в случае неустранения лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений.



Дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности

Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.

В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.

Охранникам запрещается использовать методы сыска.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).

Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.

Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения.



Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Проверки охраны»